Семнадцатый век в истории христианства характеризуется, с одной стороны, великой катастрофой Тридцатилетней войной и, с другой стороны, великим расцветом духовной жизни Церкви, реформацией Филиппа Якова Шпенера, Иоганна Арндта, Августа Германа Франке, Якова Беме и других, а также рождением конгрегационализма, современного баптизма и движение квакеров.
Иезуиты, вставшие во главе контрреформации, направили свой натиск прежде всего против протестантизма в Австрии и одержали здесь большую победу: они вернули Австрию в лоно католической церкви.
Однако, главной задачей иезуитов была ликвидация протестантизма в Германии. Уничтожение "ереси Лютера" мыслилось основной предпосылкой для уничтожения протестантизма.
Для осуществления своих планов иезуиты приобрели мощное орудие в лице австрийского короля Фердинанда II, ставшего впоследствии германским императором.
Фердинанд был убежденным иезуитом и ни на минуту не сомневался в полной победе католицизма над протестантизмом.
Большим несчастьем для протестантизма было отсутствие единства между двумя главными лагерями протестантской церкви - лютеранами и реформатами (кальвинистами).
Для защиты протестантизма от грозящей со стороны иезуитов опасности был создан так называемый "протестантский Союз" (Унион), во главе которого стоял пфальцский курфюрст Фридрих V. Но по причине того, что Фридрих V был реформатом-кальвинистом, лютеране, во главе с саксонским курфюрстом, не захотели присоединиться к Союзу реформатов.
Этот раскол в протестантизме вызвал серьезные последствия. Давно уже тлеющий огонь вылился в грандиозный пожар Тридцатилетней войны (1618 - 1648).
Для борьбы с протестантским Союзом католики создали, под руководством герцога Максимилиана, свой союз - так называемую Лигу. В то время как католическая Лига была мощным монолитным объединением - Союз протестантов был ослаблен раздором и разномыслием, а так же борьбой между собой.
Пожар Тридцатилетней войны вспыхнул в Богемии. Протестанты этой страны пользовались с 1555 года полной религиозной свободой. Они строили новые церкви, но неожиданно одну из церквей закрыли, а другую разрушили. Чешские протестанты обратились с жалобой на эти действия к императору, но вместо помощи получили категорический отказ и даже запрет на свои богослужения. В результате вспыхнуло восстание протестантов в Чехии. Вооруженные, они двинулись в большом количестве во дворец в Праге и сбросили в глубокий дворцовый ров двух императорских наместников - Славату и Мартинеца - как главных виновников начавшихся в Чехии гонений на протестантов. Правда, оба наместника остались в живых, но это событие считается началом Тридцатилетней войны.
Чехи изгнали иезуитов, образовали сильное войско, и под предводительством графа Турна двинулись на Вену и привели в страх и трепет австрийского короля Фердинанда II.
Турн не довел наступления до конца и вернулся в Чехию. Этим воспользовался Фердинанд и, объявив себя в 1619 году императором, организовал поход на Чехию с целью ее завоевания. Чехи же избрали своим королем главу протестантского Союза - Фридриха V. Но это был неудачный выбор. Фридрих, в своей кальвинистской ревности, приступил к насаждению кальвинизма в лютеранских церквах Чехии, чем вооружил против себя лютеран, потеряв всякий авторитет среди них. И когда католический генерал Тилли нанес поражение чехам под Прагой (в 1620 году), Фридрих V бежал из Чехии, а потом и из Германии. Его курфюршество Пфальц перешло к герцогу Баварскому Максимилиану, который взялся ревностно за водворение вновь католицизма в землях, очутившихся под его владением.
В Чехии же началась расправа над протестантами: их хватали и подвергали смерти. Был день, когда было казнено двадцать семь протестантов. Иезуиты с большим усердием восстанавливали католические мессы в протестантских церквах Чехии. Более тридцати тысяч протестантских семейств были вынуждены покинуть Чехию, и среди них известный педагог и проповедник Ян Амос Коменский. Иезуиты одержали новую победу, и Чехия, как и Австрия ранее, была возвращена в лоно католической церкви.
Но нельзя забывать, что оплотом протестантизма в Европе была все же Германия. Около 1600 года она, большей своей частью, была уже протестантской страной. Поэтому не удивительно, что вслед за Австрией и Чехией, католицизм решил завоевать Германию и вернуть ее также в лоно католической церкви. И вот в этой стране на лютеран и кальвинистов начался поход иезуитов. Император Фердинанд II издал в 1629 году эдикт, по которому все церковные владения протестантов в Германии должны были быть отобраны и переданы католической церкви. Уполномоченные императора приступили к осуществлению эдикта по всей Германии. Изъятие церковных владений сопровождалось запретом протестантских богослужений. Иезуиты проникли повсюду, неутомимо стараясь "кнутом и пряником" возвращать людей в лоно католической церкви.
Нельзя не отметить введения, в ходе этого печального процесса, особой "формулы покаяния", которая гласила: "Я бедный, несчастный грешник, признаю пред вами, священниками, что многие годы принадлежал к проклятой лютеранской ереси и жил в этом заблуждении и в ее отвратительном таинстве причащения принимал не что иное, как кусок печеного хлеба и глоток вина из бочки. От этого отвратительного заблуждения и проклятого учения я теперь отказываюсь и обещаю никогда и вовеки не участвовать в нем, и пусть Бог и все святые мне в этом помогут. Мы верим: 1) всему, чему учит католическая церковь, независимо от того, имеет ли оно основание в Священном Писании или нет. Мы верим: 2) в святое ходатайство и молитвы Церкви. Мы верим: 3) в то, что существует чистилище. Мы верим: 4) во все семь таинств. Мы верим: 5) в святую Деву Марию. 6) Мы клянемся Богу, что учение Лютера ложно и достойно осуждения и, пока мы живы, будем от него удерживать и наших детей. 7) Мы клянемся, что не будем никогда употреблять чашу Господню. 8) Мы клянемся, что вступили в католическую церковь добровольно и без всякого принуждения, и да поможет нам Отец, Сын и Дух Святой. Аминь".
Над германским протестантизмом нависла черная грозовая туча. Ни одного голоса не было слышно в защиту гонимых протестантов. Страх сковал все и вся. И вскоре в страну вошло грозное войско под предводительством Альберта Валленштейна. Началась ожесточенная религиозная война. Силы Валленштейна были многочисленны и фанатично преданны католической церкви.
Сам Валленштейн был в прошлом протестантом и принадлежал к чешско-моравским братьям, но впоследствии перешел к католической церкви, хотя никогда не был религиозным человеком. Его идеалом были власть и слава, и их он добивался любыми средствами.
Валленштейн был большим полководцем, но чрезвычайно жестоким человеком. Проходя со своим войском по Германии, он опустошал всё на своем пути. Его солдатам было всё позволено, и они пользовались свободой действий в самых широких размерах.
Они уничтожали скот, сжигали посевы, взламывали окна и двери в домах, - словом, на их пути были разбои и пожары. Тысячи жителей умирали от голода, многие кончали жизнь самоубийством.
Валленштейн захватывал одну германскую провинцию за другой. Особенно ожесточенные битвы происходили за два города в Германии - Магдебург в нижней Саксонии и Штральзунд на Балтийском море. Долго они сопротивлялись силам Валленштейна, и тяжело досталась ему победа.
Казалось, пришел конец протестантизму и в Германии. Положение его было самым критическим. И вдруг на полях кровавых сражений появляется шведский король Густав Адольф.
Густав Адольф был внуком того Густава Вазы, который в дни Мартина Лютера освободил Швецию от господства Дании, и за это был избран королем Швеции. Он же ввел реформацию в Швеции после того, как он, будучи эмигрантом, познал на себе силу Евангелия на чужбине.
Густав Адольф родился 9 декабря 1594 года в королевском дворце в Стокгольме и получил самое блестящее образование. В двенадцатилетнем возрасте он уже бегло говорил на семи языках. Он получил также строгое христианское воспитание.
Отец Густава Адольфа, король Карл IX, умер, когда ему было семнадцать лет, и, несмотря на свою молодость, он, став королем, повел страну к быстрому расцвету и благосостоянию. Вскоре он стал любимцем народа и армии, готовой пойти за ним, куда бы он ее ни повел.
В Германии продолжалась религиозная война. Полководцы католической Австрии Валленштейн и Тилли дошли уже до Балтийского моря и вне сомнения, мечтали уже о ликвидации протестантизма и в Швеции. Густав Адольф понимал опасность, грозящую его стране, и решил вмешаться в религиозную войну в Германии.
Весной 1630 года военные приготовления Швеции были закончены, и король Густав Адольф в торжественном собрании распрощался со своей страной, высказав при этом свое предчувствие, что он потеряет жизнь в предстоящей борьбе. В собрании послышалось рыдание, плакал и сам король. Ничто не могло его удержать от похода в Германию - ни слезы жены Элеоноры, ни малолетняя дочь Христина, ни сильный враг, ни отсутствие у него союзников.
Двадцать пятого июня 1630 года Густав Адольф высадился на берегах Померании и с ним пятнадцать тысяч его верных и преданных воинов. Здесь же, на берегу, он пал на колени и возблагодарил Бога за благополучную переправу. Как сам король, так и его войско были полны религиозного энтузиазма.
Не ожидала Германия, вконец опустошенная войной, что спасение так близко. А воины императора Фердинанда с насмешкой говорили о Густаве Адольфе: "Его снежное величество скоро растает, как только спустится к югу".
Не сразу приобрел Густав Адольф доверие немцев. Многие из них сомневались, чтобы маленькая Швеция могла осилить полки императора Фердинанда, ведомые непобедимыми полководцами Валленштейном и Тилли.
Вступив на германскую землю, шведский король заявил: "Кто не за меня, тот против меня", - и повел своих воинов прежде всего на помощь осажденному городу Магдебургу. Но его помощь запоздала. Тилли взял город штурмом и учинил ужасающую расправу над его жителями. Его солдаты убивали всех без разбора, даже стариков и детей. Было уничтожено тридцать тысяч жителей, а сам город сожжен так, что остался только собор и здание женского монастыря.
Гроза, постигшая город Магдебург, а за ним и всю Саксонию, изменила отношение немцев к Густаву Адольфу. С ним начали объединяться курфюрсты разных областей Германии, начиная с Саксонии. Вышедший из 36 сражений победителем, Тилли побледнел, увидев наступление стройных шведских колонн. Густав Адольф настиг Тилли в Брейтенфельде под Лейпцигом и нанес ему здесь решающее поражение. Впавшие было в полное отчаяние протестанты воспрянули духом, и как некогда на устах их было имя Мартина Лютера, так теперь знаменем для них стало имя Густава Адольфа.
Победа под Лейпцигом была одержана 7 сентября 1631 года. Этот день можно считать днем спасения германского протестантизма. Густав Адольф стал героем евангельской Германии. В Вене, в центре германского католицизма, царила полная растерянность.
Густав Адольф со своими смелыми воинами, поддерживаемый теперь и протестантскими силами Германии, шел от победы к победе. Он прошел по городам Нюрнбергу, Франкфурту-на-Майне, Майнцу, по Рейну, и направился на юг к столице Баварии - городу Мюнхену. Напрасно напрягал силы полководец Тилли, чтобы не допустить шведов в Баварию. Шведы заняли ее. Тилли был смертельно ранен в бою и через две недели скончался. Через год после разрушения Магдебурга Густав Адольф вступил в Мюнхен.
В католической Баварии Густав Адольф не преследовал католиков; он предоставил им полную свободу отправления своих богослужений. Этим он приобрел симпатии и у католического населения Баварии.
Почти вся Германия рукоплескала шведскому королю. Половина Европы слала ему поздравления и пожелания успеха.
Но дни освободителя осажденного протестантизма были сочтены. Воины католической армии, под руководством на сей раз Валленштейна, противостояли воинам Густава Адольфа под Лейпцигом, и в местечке Лютцене началось сражение, в котором пал Густав Адольф. Это было в ноябре 1632 года.
Тридцатилетняя война со смертью героического шведского короля не кончилась; она продолжалась с переменным успехом ещё шестнадцать лет, превратив Германию в страну развалин и бесчисленных могил павших в боях и погибших от варварских расправ жителей страны.
Наконец, эта долгая и жестокая война между католиками и протестантами была закончена так называемым "Вестфальским миром", заключенным в вестфальских городах Оснабрюкке и Мюнстере в 1648 году.
Каковы же были условия этого мира, имевшие значения в истории христианства?
Протестанты и католики Германии получили одинаковые права; были уравнены в правах также и лютеране с кальвинистами.
Напрасно протестовал папа против этих условий Вестфальского мира.
Как ни была полна глубокого значения Реформация шестнадцатого века, она не может считаться законченной.
Заслуги перед христианством реформаторов Лютера, Цвингли и Кальвина, вне сомнения, чрезвычайно велики. В дни, когда учение Евангелия было засорено до крайности человеческими добавлениями, эти реформаторы поставили Слово Божие на высокий пьедестал и предоставили ему центральное место в жизни Церкви. Но реформы учения было недостаточно, чтобы поднять христианство на должную духовную высоту. Необходима была реформа жизни христиан. Тридцатилетняя война с особой убедительностью показала, на каком низком духовном уровне стояла жизнь протестантов. Учение Евангелия у многих из них было только в голове, но не в сердце.
И вот на арене христианства семнадцатого века появляются новые реформаторы - реформаторы христианской жизни.
С именем Шпенера связано большое движение в христианстве семнадцатого века - так называемый пиетизм (от слова "пиетас" - благочестие). Как же пришел Шпенер к своим пиетистским воззрениям и в чем заключаются эти воззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, надо отправиться в Голландию, в ее древний университет в городе Утрехте. Здесь, в первой половине семнадцатого века, профессор университета Гисберт Фоет собирает вокруг себя благочестивых членов местной реформатской церкви и молится с ними. Он не создает при этом никакой секты - все участники его молитвенных общений остаются членами своей церкви. Они жаждут только одного: быть живыми христианами. Во эти молитвенные общения профессора Фоета можно назвать колыбелью пиетистского движения.
Нечто подобное появляется и в реформатских церквах Германии. Профессор богословия Ростокского университета Феофил Гроссгебауер, исследуя с большим усердием сочинения английских пуритан, написал в 1661 году свою собственную книгу под названием: "Голос стража с опустошенного Сиона". В этой книге профессор Гроссгебауер требует кардинальной реформы церкви по образцу пуритан, подвергнув при этом особо острой критике "пасторскую систему" в церкви. Он выдвигает идею "общинной церкви", то есть церкви, состоящей из живых христиан, ведущих благочестивый образ жизни, как это практиковалось у пуритан.
Вот с этой книгой профессора Гроссгебауера познакомился лютеранский богослов и пастор в городе Франкфурте-на-Майне - Филипп Яков Шпенер и был охвачен ее идеями. Он сам принялся за изучение пуританской литературы, и в 1675 году он пишет свои знаменитые "Благочестивые пожелания". В них он выдвигает шесть основных тезисов, необходимых для реформы жизни церкви, а именно: постоянное исследование Писания; восстановление всеобщего священства в церкви; братская любовь между членами церкви; любовь ко всем людям; простая, но назидательная проповедь и, наконец, самый практический характер богословского образования.
Тезисы Шпенера нашли самую благоприятную почву как у многих пасторов, так и в массе верующих. Но появилось немало и противников.
Через десять лет после обнародования тезисов Шпенара переводят, в качестве придворного проповедника, в город Дрезден, но здесь его строгие нравственные требования не пришлись по вкусу курфюрсту, имевшему большое пристрастие к вину, и он был вынужден переселиться в Берлин. Тезисы Шпенера быстро распространились по всей Германии, и многие церкви стали использовать их как в своем устройстве, так и в своей жизни и служении.
Особый отклик пиетистские мысли Шпенера нашли в университете города Галле, где в это время проповедовал лютеранский богослов и пастор Август Герман Франке.
Франке стал главным сторонником Шпенера. Энергично, чуть ли не в воинственном духе, он приступает к проведению в жизнь тезисов Шпенера.
В Глаухе, предместье города Галле, Франке был пастором небольшого прихода местной церкви, и здесь, благодаря его неудержимой энергии, вырастают знаменитые благотворительные учреждения: школа для бедных, больницы, сиротские дома, издательство, выпускающее Библии, песенники и бесчисленную пиетистскую литературу. Вскоре учреждения Франке занимают целый район города Галле. И все это создается без всякой государственной помощи, исключительно на пожертвования верующих. Франке стал самым ярким выразителем пиетизма, как движения практического христианства, христианства глубокого благочестия и деятельной любви.
Заслуга пиетизма в том, что он привел к образованию многочисленных живых церквей, к организации братской помощи страждущим и к проповеди чистоты сердца и святости жизни. Пиетизм можно считать основоположником всей многогранной деятельности так называемой "внутренней миссии". Особенно глубокие корни пустил пиетизм в Вюртемберге, и здесь представителями его были, главным образом, простые крестьяне.
Но самым видным представителем немецкого пиетизма стал граф Николай Людвиг Цинцендорф. Его община в Гернгуте (Саксония) понесла пиетизм во все края земли. В этом очерке мы не будем касаться деятельности Цинцендорфа, поскольку она относится к восемнадцатому веку.
Яков Бёме был сапожным мастером и в возрасте двадцати пяти лет пришел к своим удивительным откровениям, которые изложил чуть ли не в тридцати своих духовных трудах, которые у христиан его времени почитались за глубины божественной мудрости.
Бёме, будучи сапожником, никогда не претендовал на звание богослова. И все же он был глубокомысленным богословом и великим знатоком Библии. Благодаря поддержке состоятельных людей, он мог оставить свое ремесло и отдаться полностью духовно-литературной деятельности.
Вне сомнения, Бёме принадлежит к числу самых глубоких умов и благочестивейших характеров в истории христианства. Умер он в 1624 году со словами: "Я направляюсь в обители рая".
Благословенным свидетелем Христа в семнадцатом веке был известный Иоганн Арндт, написавший четыре книги на тему "Истинное христианство". Цель написания этих книг - отвлечь богословов от всех спорных богословских вопросов и привлечь христиан к живой вере. Он говорит в них о необходимости покаяния, смерти ветхого и воскресения нового человека, о сочетании веры с любовью к Богу и людям.
Этот труд Арндта приобрел огромное значение. Его лозунгом были слова: "У Христа много слуг, но мало последователей". Книга "Истинное христианство" вызывала восхищение у одних и оппозицию у других. Автор ее был даже объявлен некоторыми богословами "еретиком". "Я никогда не думал, - писал Арндт своему другу, - что среди богословов могут быть такие ядовитые и злые люди".
Эта книга Арндта стала бессмертной книгой в христианстве. Она и сегодня приносит духовное наслаждение и поучение тысячам и тысячам христианских сердец.
Англиканская церковь, то есть "Церковь Англии", характерна многими католическими традициями в ее ритуале и устройстве. Эти остатки католицизма в Англиканской церкви вызывали все снова и снова решительную оппозицию так называемых "нонконформистов", то есть всех христиан, не принадлежавших к "Церкви Англии" и несогласных с ее полукатолическим устройством.
Движение пуритан (очистителей) стремилось, в основном, к очищению Англиканской церкви от католических остатков в ней.
В ходе борьбы всех нонконформистов против засорения церкви принципами католицизма родилось большое религиозное движение так называемых "конгрегационалистов" или "индепендентов", что значит "независимых".
Конгрегационалисты ставят своей задачей создание совершенно независимых ни от кого поместных церквей. Каждая поместная церковь должна состоять из возрожденных душ, из истинно верующих людей; жить совершенно самостоятельной и независимой от других церквей и каких бы то ни было христианских союзов жизнью.
Конгрегационалисты не признают никаких религиозных традиций в Церкви. Двигателем в церкви должен быть только Дух Святой. Церковь не должна делиться на священнослужителей и мирян. В ней должен царить принцип всеобщего священства.
Конгрегационалистское движение в Англии приняло весьма широкие размеры. Идеал совершенно независимой поместной церкви стал идеалом почти всех нонконформистов и пуритан Англии.
Виднейшим английским конгрегационалистом был Оливер Кромвель. Он родился 25 апреля 1599 года и получил строгое пуританское воспитание, был глубоким знатоком Библии. В 1628 году он пережил возрождение, и с этого времени вел самый благочестивый образ жизни. В это же время Оливер Кромвель становится членом Палаты общин английского парламента и возглавляет оппозицию в нем. Когда в Англии вспыхнула гражданская война, Кромвель создал из крестьян своей родной местности знаменитую кавалерию "железнобоких", которая с пением псалмов боролась с королевскими силами.
В 1648 году английский король Карл I потерпел полное поражение, и Англия стала республикой. Перед нами небывалое в истории Англии явление - парламент в Лондоне, состоящий исключительно из конгрегационалистов, называемый "парламент святых". Каждое его заседание начиналось богослужением, все речи в нем носили характер проповедей. Все законы этого законодательного органа имели целью создание "царства святых".
"Парламент святых" существовал недолго: Кромвель сам распустил его и стал единоличным правителем Англии, сохраняя власть до самой своей смерти, последовавшей 3 сентября 1658 года.
Личность Оливера Кромвеля принаделжит к числу интересных личностей в истории. Он пытался управлять Англией с Евангелием в руках.
Движение анабаптистов, принявшее в шестнадцатом веке самые широкие размеры, как бы оно ни было прекрасно в своей умеренной части, например, в Швейцарии или Голландии, где оно, под руководством Менно Симонса, вылилось в большое движение меннонитов, - все же не может считаться колыбелью современного баптизма.
Где же и как родились современные баптисты? История их появления такова: среди англичан, бежавших в Голландию от религиозных гонений в Англии, был Джон Смит. Врач по специальности, он был членом небольшой группы конгрегационалистов в северной Англии. К этой группе принадлежали также Томас Хелвис и Джон Муртон.
В 1608 году мы видим группу Джона Смита в столице Голландии, в Амстердаме. Здесь Смит становится руководителем этой группы, и в том же 1608 году выходит его книга: "Различия в церквах нонконформистов". В этом сочинении автор зовет церкви к жизни и служению по образу апостольского христианства.
В Амстердаме Джон Смит вступил в тесную связь с голландскими меннонитами и воспринял от них учение о крещении по вере. В одном своем сочинении, написанном еще в 1609 году, Смит открыто исповедует свои баптистские принципы. Он говорит, что крещение младенцев не основано на Новом Завете. Христос заповедал сперва научить человека и только потом его крестить.
Смит перешел от слов к делу: он крестил себя сам, а потом совершил крещение над остальными членами своей группы. Но, сомневаясь в правильности самокрещения, Смит решил присоединиться к меннонитской общине в Амстердаме, и с ним присоединилась к ней и часть его группы. Смит умер в 1612 году.
Среди неприсоединившихся к меннонитам членом группы был Томас Хелвис.
Хелвис написал несколько очень важных богословских трудов, в которых он высказал вероучение современных баптистов.
Чем же, в основном, разнится современный баптизм от анабаптизма шестнадцатого века? В признании военной службы, присяги и участии в общественной жизни, что категорически отвергалось анабаптистами.
1609 год можно считать началом движения современного баптизма.
Несмотря на продолжавшиеся в Англии гонения на нонконформистов, Томас Хелвис решил со своей группой вернуться на родину, считая неправильным для христианина спасаться от гонения бегством за границу. Он вернулся в Англию в 1612 году, и таким образом в Спителфилдсе под Лондоном возникла первая баптистская община современного направления. После смерти Хелвиса руководство общиной перешло к Джону Муртону, который полностью разделял взгляды Хелвиса.
Вскоре баптистские общины появились и в других местах Англии. Известно, что в 1644 году в Англии насчитывалось 47 баптистских общин.
Попытки сближения этих первых баптистов с голландскими меннонитами оставались безуспешными, благодаря именно положительному отношению английских баптистов к государству и обществу.
К семнадцатому веку относится также появление квакеров, которые называют себя "друзьями".
Основателем движения квакеров является Джордж Фокс. Сапожник по ремеслу, он путешествует с пламенной проповедью Евангелия по всей Англии, и ему внимают тысячи слушателей. Вскоре он подвергается жестоким преследованиям, но он готов положить душу свою за свои убеждения. Фокс и его последователи избирают апостольский образ жизни, и в основу ее кладут Нагорную проповедь Христа.
В 1660 году квакеры подают английскому королю следующее заявление: "Мы отказываемся от всех войн и употребления оружия, независимо от того, с какой целью они применяются; это наше свидетельство перед всем миром. Дух Христа, которым мы руководствуемся, вовеки тот же, и он не допускает нас сегодня осуждать зло, а завтра участвовать в нем. Мы твердо убеждены и свидетельствуем об этом всему миру, что Дух Христа, ведущий нас во всякую истину, не допустит нас никогда употребить оружие против какого бы то ни было человека или сражаться за царство Христа или за царства мира сего".
Дух, выраженный в этом заявлении квакеров, характеризует их в течение вот уже 300 лет их существования.
В дни войн, не участвуя с оружием в руках, квакеры несли всегда свою практическую помощь раненым воинам и их семьям. В дни любых бедствий они шли всегда самоотверженно на помощь пострадавшим. В дни голода, в различных районах земного шара, никогда не отсутствует так называемое "квакерское продовольствие".
Выдающуюся роль играли квакеры во времена борьбы с рабством негров в Америке и других частях света.
Свое настоящее название "друзья" квакеры оправдывают полностью, являясь действительно друзьями всех страждущих и бедствующих.
Семнадцатый век в истории христианства характеризуется также событием в русской православной церкви, именуемым расколом. Православие на Руси раскололось на два лагеря, в основном из-за исправления богослужебных книг.
Это произошло на соборе 1654 года, когда был принят новый "Служебник", которым в православной церкви вводились некоторые нововведения, и среди них одно вызвало особенно большую оппозицию: это замена двуперстия трехперстием.
Православие на Руси раскололось на "никоновцев" и "старообрядцев". Во главе одного лагеря стоял в дни раскола патриарх Никон, во главе другого лагеря - протопоп Аввакум.
"Раскольники" шли на страдания и смерть. Дикие непроходимые леса и болота севера были свидетелями большой религиозной драмы русского народа.
Вождь старообрядцев, Аввакум, был сожжен на костре, завещав в последний раз собравшейся многочисленной толпе народа молиться, слагая двуперстие. Но старообрядчество не долго существовало как цельное движение; впоследствии оно раскололось на многочисленные "толки" и "согласия".