Снова и снова мы были свидетелями все большего упадка папской церковной жизни и напрасных усилий этой церкви реформировать себя и остановиться на пути духовного разложения. Но увы, - усилия оставались усилиями, и папство, вместе с руководимой им католической церковью, погружалось все глубже в стоячее болото формализма и мертвечины. Но вот в начале шестнадцатого века поднялся вихрь, который расколол церковь на две части - на церкви римско-католическую и протестантскую. В начавшейся борьбе за чистоту евангельского учения, исходившей от немецких, швейцарских и французских церковных деятелей, Рим не захотел уступить, желая сохранить свое прежнее господствующее положение. В результате протестанты вышли из папской церкви и основали свою протестантскую церковь. Основную роль в великом движении Реформации играл д-р Мартин Лютер.
Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в немецком городке Эислебене. Он происходил из крестьян Тюрингенской земли. Отец его был горняком и, ведя весьма строгий образ жизни, держал и детей своих, как говорится, в ежовых рукавицах. Своего сына Мартина - будущего реформатора - он воспитывал особенно строго и часто наказывал его даже физически. Но в религиозном отношении в семье Лютера царила атмосфера равнодушия. Отец хотел, чтобы Мартин стал юристом, и он направил его для учебы в город Эйзенах, где проживали родственники его матери. Мартин обладал приятным голосом и пел во дворах богатых людей, чтобы этим зарабатывать свой хлеб насущный. Очаровав своим пением сердце знатной женщины Котты, он попадает в ее благочестивый дом, где в самой христианской атмосфере живет несколько лет, пока не наступило для него время поступить в 1501 году в прославленный в то время и бывший центром гуманизма Эрфуртский университет. С великим рвением изучал он здесь древние языки и философию. Вынеся из благочестивого дома Котты большую богобоязненность, Мартин Лютер ежедневно прилежно молился и посещал церковь. Одновременно он подолгу засиживался в городской библиотеке, поглощая книгу за книгой. Однажды в этой библиотеке он нашел латинскую Библию и принялся за её изучение. Как ему хотелось обладать такой Книгой! Но в то время это почти было несбыточной мечтой. Изучение этой латинской Библии дало много ему, как будущему переводчику Вульгаты (латинской Библии) на немецкий язык. В 1505 году Лютер получает звание "магистра", что дает ему право самому преподавать. Исполняя желание отца, он отдает себя изучению юридической науки и своими необыкновенными способностями приводит в удивление весь университет.
Но знание не давало покоя и мира душе блестящего студента. Были дни, когда он сомневался в своем спасении. Он стремился к максимальной праведности, чтобы умилостивить святого Бога, а Христа, как любящего Спасителя, он не знал еще. Мучения его души всё возрастали. Однажды, на обратном пути из родительского дома, его застала сильнейшая гроза. В страхе и ужасе он воскликнул: "Помоги мне, святая Анна, и я стану монахом" (святая Анна считалась покровительницей горняков). И еще одно событие того времени потрясло его сердце: это была неожиданная насильственная смерть его близкого друга. Мартин собрал своих товарищей, чтобы провести с ними последний вечер. К концу вечера он изумил их своим решением уйти в монастырь. Сопровождаемый плачущими друзьями, он направился в Августинский монастырь, чтобы благочестивыми упражнениями и добрыми делами спасать свою душу. Он истязал себя постами и бессонными ночами, чтобы быть угодным Богу монахом. Но мира для души своей он не обрел.
В это время мучительнейшей внутренней борьбы Мартин Лютер приобретает себе ценнейшего духовного наставника и пастыря в лице д-ра Штаупица, профессора богословия Виттенбергского университета, часто посещавшего Эрфуртский монастырь. Штаупиц стал не только другом для юного монаха Лютера, но и путеводителем его ко Христу, Спасителю мира. Когда движение Реформации достигло значительных размеров и привело к разрыву с католической церковью, Штаупиц, под влиянием своего архиепископа, ярого противника Реформации, расстался с Лютером и прекратил с ним даже письменную связь. И все же оба до конца своей жизни хранили в глубине своих сердец чувство любви и дружбы друг к другу. В своем последнем письме к Лютеру, датированном 1524 годом, Штаупиц писал: "Мы многим обязаны тебе, приведшему нас от рожков свиней к злачным пажитям жизни". А Лютер писал Штаупицу:"... хотя я стал тебе неприятным, все же я с благодарностью вспоминаю тебя; ведь с твоей помощью свет Евангелия впервые засиял в моем сердце".
Штаупиц много сделал для высокоодаренного монаха Лютера: он содействовал в 1507 году его посвящению в сан священника и переводу его в 1508 году профессором в Виттенбергский университет. Здесь, в Виттенберге, он жил в Августинском монастыре и еще усиленнее занялся изучением Библии и трудов блаженного Августина. Он проповедовал также в маленькой церквушке, выстроенной из дерева и глины. А в университете он истолковывал Библию, особенно послания к Римлянам и Галатам, и, объясняя их, неожиданно для себя пришел к новому свету - познанию величайшей истины Евангелия, что человек оправдывается верою, а не делами или заслугами.
Для будущего реформатора имело чрезвычайно важное значение его путешествие в 1510 году в Рим по делам своего монастыря. То, что он встретил в Риме, потрясло его веру в папство. Подъезжая к Риму, Лютер пал на колени и воскликнул: "Приветствую тебя, святой Рим!" А покидал он его с самыми неблагоприятными впечатлениями. Ни малейшей святости он не нашел там, и ему принадлежат слова: "Если существует ад, то Рим воздвигнут на нем".
Для получения прощения своих грехов Лютер на коленях поднялся до самой вершины так называемой "Пилатовой лестницы". Но радости прощения этот "подвиг" ему не принес.
Вернувшись из Рима, Лютер начал решительно, следуя примеру Иоанна Крестителя, проповедовать о Христе как Агнце Божием, взявшим на Себя грех мира, и призывал своих слушателей к вере в эту великую и драгоценную истину. Проповеди его производили необычайное действие, и из маленькой монастырской церквушки он перешел в просторную дворцовую церковь. Слава Лютера как проповедника росла. Но несмотря на это, он оставался глубоко смиренным рабом Христа.
В Виттенберге вспыхнула чума, многие бежали из города, побуждали и его к этому, но он говорил: "Сказать, что я не боюсь смерти, я не могу, но я надеюсь, что Господь спасет меня от этого страха". Так он был искренен в своих признаниях. Ни о какой своей исторической роли в деле Реформации церкви он в то время не думал, и она явилась перед ним совершенно неожиданно. Как же это случилось?
У ворот города Виттенберга появился доминиканский монах Иоганн Тецель и начал продавать так называемые "индульгенции", то есть папское отпущение грехов. Папой в это время был Лев X. Ему требовалось много денег. Он заканчивал постройку грандиозного собора Петра в Риме, для чего скупал, где только мог, драгоценные произведения искусства и предметы роскоши. Папа не жалел денег на редчайшие рукописи древних римских и греческих писателей. А где же взять деньги на все это? И вот придумывается система индульгенций - продажа прощения грехов за деньги. Начало этого кощунственного коммерческого предприятия делается в Германии. Папа договаривается по этому делу с Майнцским архиепископом Альбрехтом, который и поручает продажу индульгенции монаху Тецелю. И вот из Германии в Рим через Альпы потянулись вереницы телег с деньгами для папской казны, а итальянцы с насмешкой говорили: "Вот телеги с грехами немцев". Тецель кощунственно заявлял, что он продажей индульгенций спас больше душ, чем апостол Петр своими проповедями.
Купившие индульгенции жители Виттенберга приходили к Лютеру и сообщали ему, как легко теперь стало освобождаться от тяжести своих грехов - были бы только деньги. Лютер с возмущением говорил приходящим к нему людям, что они обмануты, что ни один грех не прощается Богом за деньги, что для этого нужно сокрушение и покаяние и оставление грехов. Люди шли снова к Тецелю и передавали ему слова своего священника Лютера. Тецель начал грозить Лютеру сожжением за его ересь и непризнание папского прощения.
Вот что побудило Мартина Лютера написать свои знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи прощения грехов за деньги. 31 октября 1517 года Лютер прибил эти тезисы к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. Вот этот день прибытия тезисов всеми протестантскими церквами и признан "Днем Реформации".
Лютер не только прибил свои тезисы на таком видном месте, как главный вход в дворцовую церковь, но он послал копии их майнцскому архиепископу Альбрехту с очень смиренной просьбой: уделить им хоть небольшое внимание. Трудно сказать, прочитал ли внимательно эти тезисы молодой архиепископ - аристократ из рода Гогенцоллернов; известно только одно, что он направил их дальше в папскую канцелярию в Риме. Не сразу получился эффект от этих тезисов Лютера. Известны слова одного монаха, который, в связи с этими тезисами, сказал Лютеру: "Ты выразил в них истину, милый брат, но это ничего не даст. Иди в свою келью и скажи Богу: будь милостив ко мне!".
Но все получилось иначе. Словно лесной пожар, распространялась весть о тезисах Мартина Лютера. Днем и ночью работали гутенберговские печатные станки по размножению тезисов, их переводили на немецкий язык, их переписывали и передавали из рук в руки. Словом, колесница Реформации тронулась в путь, разнося идеи тезисов во все концы Европы. Где только не читались тезисы Лютера: в монастырях и в княжеских дворцах, в поселках горняков и домах горожан. Кто только был грамотен, тот тянулся к тезисам. И их не только читали, но и обсуждали.
Что же писал Мартин Лютер в своих тезисах? Приведем слова некоторых из них.
"Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: "Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием".
"Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви".
"Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива".
"Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов".
"Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от индульгенций".
"Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции".
"Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией".
Вот содержание лишь нескольких тезисов, и может казаться, что речь в них идет, в основном, об индульгенциях, то есть продаже прощения грехов за деньги. Но в них сокрыто немало взрывчатого вещества, от которого могло пострадать все здание папства.
В тезисах Мартина Лютера поставлена под сомнение власть папы отпускать и прощать грехи, и в них же вся продажа индульгенции раскрыта как гнусная прибыльная торговля.
Огонь, сокрытый в тезисах Лютера, загорелся ярким пламенем, и через короткое время почти половина Европы была объята его пожаром Реформации. Одни ликовали, что наконец нашелся человек, который восстал против всех мерзостей Рима; другие кипели гневом и ненавистью по отношению к вольнодумцу Лютеру. А сам Лютер как смотрел на себя? Он питал надежду, что папа поймет позор торговли прощением грехов и возмутится действиями бессовестных продавцов индульгенций. Он совсем не думает стать реформатором церкви и еще менее уходить из нее. Противодействие врагов его идеям побуждало его проверять их все больше и тщательнее с Библией в руках, и чем больше он исследовал Священное Писание, тем все больше вся система папства представала пред ним как чисто человеческий вымысел. И кумир миллионов зашатался перед его внуренним взором.
Серьезного противника Лютер приобрел себе в лице Иоганна Экка - профессора университета в Ингольштадте, который поносил его как еретика и возмутителя, презирающего папу и распространяющего яд Гуса.
Начал действовать и сам папа. Он послал Лютеру приглашение явиться в Рим. От этого опасного путешествия, результатом которого была бы верная смерть Лютера, удержал его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, при дворе которого проповедником состоял друг Лютера - Спалатин. Фридрих просто запретил Лютеру поездку в Рим. Тогда папа, не пожелавший вступить в конфликт с Фридрихом, поручил своему представителю в Аугсбурге, кардиналу Кайетану, пригласить к себе Лютера и предложить ему отречься от своих идей, изложенных в тезисах. Лютер явился пред лицом кардинала и в ответ на его требование сказал, что он не может отречься от своих убеждений, потому что они основаны на Священном Писании, которое и самим папой не может быть порвано.
Упомянутый нами, как серьезный противник Лютера, профессор Экк из Ингольштадта решил нанести удар по учению Лютера, и с этой целью был устроен открытый диспут Экка с д-ром Карлштадтом - сторонником и близким сотрудником Мартина Лютера. Диспут состоялся в июле 1519 года в городе Лейпциге. В то время Лейпциг принадлежал к той части Саксонии, которой управлял не курфюрст Фридрих Мудрый, благосклонно настроенный в отношении Лютера, а сторонник папы герцог Георг. В громадном зале были установлены две кафедры - одна против другой. Присутствовали сливки тогдашнего общества - ученые и аристократы. Присутствовал и сам герцог. Было послано приглашение и Лютеру. Он принял приглашение и прибыл в Лейпциг.
Диспут начался 27 июня и продолжался до 16 июля. Вначале горячий бой шел между Экком и Карлштадтом, защищавшим идеи тезисов Лютера. Но Экк был много сильнее в слове, и Карлштадт чувствовал, что он терпит поражение. Диспутанты обливались потом. Лютер, видя, что красноречивый оратор Экк наступает, а друг его вынужден отступать, прервал свое молчание и вступил в дискуссию. Это было уже 4 июля, через неделю после начала диспута. Словесная дуэль между Лютером и Экком была ожесточеннейшая. Дискуссия развернулась вокруг главнейшего церковного вопроса того времени - вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов. Лютер доказывал, что папа является главой церкви только по человеческому установлению, а Священное Писание не знает папского господства в церкви. Наконец, Экк задал Лютеру прямой вопрос: "Значит, ты считаешь, что церковные соборы могут ошибаться?". Лютер ответил контрвопросом: "А как вы докажете, что собор не может ошибаться?". Тогда Экк воскликнул: "Если ты так думаешь о соборах, то ты для меня мытарь и язычник!"
Это было решающим словом Лейпцигского диспута. Лютер дерзнул высказать сомнение в непогрешимости соборов.
Значит, он такой же "еретик", как Петр Вальдес, как Виклиф, как Гус. Из монаха, протестующего против продажи индульгенций, получился протестант всей системы папской церкви.
Это был знаменательный день в Лейпциге, когда Реформация раскрыла свое лицо перед всем католическим миром. Лютер увидел путь, которым надлежало ему идти. В Лейпциге перед ним засияли имена Вальдеса, Виклифа, Гуса, с учением которых он был мало знаком. Вернувшись в Виттенберг, он принялся за изучение сочинений Гуса и убедился, что они пропитаны мыслями Августина и апостола Павла. Он писал Штаупицу: Мы все - гуситы, и Павел и Августин тоже гуситы; значит, еще 100 лет тому назад была известна Истина, и ее осудили".
После Лейпцигского диспута Лютер написал три важнейшие сочинения: 1) "Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния", 2) "О вавилонском пленении церкви" и 3) "О свободе христианина". В этих сочинениях Лютера главным является не полемика с католической церковью, а новые христианские положения. В них содержатся призывы к созданию новой церкви. Они являются целой программой для Реформации и обновления церкви. Открыто и смело излагает Лютер в этих книгах свое понятие о церкви и государстве, о папе и духовенстве, о христианской жизни и христианских обычаях, о таинствах и богослужении.
Эти книги сделали в необычайно короткий срок Мартина Лютера самым популярным человеком своего времени. Они привели в движение целое поколение, и вся Германия была охвачена желанием, вместе с Лютером, приступить к строительству новой церкви. 1520 год становится годом высшего подъема идей Реформации.
Но не спал и Рим. В Виттенберг приходит папская булла с отлучением Лютера от церкви и с угрозой наложения интердикта на город. Но папа опоздал: Лютер не только не боится его, но готов провозгласить папу антихристом. 10 декабря 1520 года он бросает, в присутствии профессоров, студентов и граждан города Виттенберга, папскую буллу в костер. Связь с Римом порвана окончательно.
Германский император Максимилиан умер, и на престоле оказался его преемник - молодой Карл V, тогдашний король Испании. Он, как ярый приверженец папы, был готов железной рукой взяться за истребление "еретиков" и на назначенном в 1521 году рейхстаге в Вормсе добиться осуждения и ссылки Лютера. Но его железные руки связывал все тот же благосклонный к Лютеру курфюрст Фридрих, отказавшийся в пользу него, Карла, от избрания на императорский престол. Фридрих сказал Карлу, что в Германии нет обычая осуждать человека, не выслушав его. Тогда Карл объявил о своей готовности предоставить Лютеру возможность выступить на рейхстаге в свое оправдание. Он пригласил Лютера в Вормс, пообещав ему охрану на пути туда и назад. Несмотря на предупреждения друзей не доверяться императору и напоминания ему вероломства императора Сигизмунда в отношении Яна Гуса, Лютер все же решил направиться в Вормс. Прощаясь со своим лучшим другом и соратником Филиппом, Меланхтоном, Лютер сказал ему: "Если я буду умерщвлен моими врагами и не вернусь больше - ты продолжай наше дело и будь непоколебим в истине. Лишь бы только ты остался в живых, ведь ты более ученый воин, чем я."
Путешествие Лютера в Вормс было настоящим триумфальным шествием. Все хотели его видеть. Многие кричали ему: "Вернитесь назад! Вас сожгут!" Лютер отвечал: "Пусть враги зажгут огонь на протяжении всего пути от Виттенберга до Вормса, я все равно пойду, чтобы засвидетельствовать там о нашем Господе Иисусе Христе!"
Шестнадцатого апреля 1521 года Лютер прибыл в Вормс. Войдя через два дня в зал заседания рейхстага, происходившего в резиденции епископа, Лютер увидел блестящее собрание: на престоле сидел сам император Карл, рядом с ним по одну сторону эрц-герцог Фердинанд, по другую - папский нунций, далее - курфюрсты, герцоги, архиепископы и епископы, посланцы городов, князья и графы. Было решено сразу же заняться делом Лютера. Ему было предложено ответить только на два вопроса. Указывая на стол, где лежали все сочинения, написанные Лютером, ему был задан первый вопрос: признает ли он их за свои сочинения? Лютер ответил одним словом: "да". И тут же последовал второй вопрос: согласен ли он отречься от всего, что написал? Он попросил один день на размышление, и не потому, что начал колебаться, а для того, чтобы обдумать ответ, который он даст всему этому высокому собранию.
На следующий день Лютер снова предстал перед судом рейхстага. Ему был задан тот же вопрос: готов ли он отречься от своего учения? Отвечая на этот вопрос, Лютер сказал, что им написано три рода книг: в одних он затрагивает вопросы христианской жизни и добрых дел. Эти книги по душе даже его противникам. В других он касается папства и пороков церкви. Они, естественно, не нравятся врагам его, но отречься от них он не может, так как в них содержится только правда. Третий род его книг направлен против отдельных лиц, и он признает, что они написаны несколько остро и ядовито, но и от них он отречься не может. Свою краткую речь в Вормсе Лютер закончил историческими словами: "Здесь я стою, и не могу иначе. Помоги мне Господь! Аминь!"
В конце апреля 1521 года, под императорской охраной (Карл V сдержал свое слово), Лютер направился в обратный путь в Виттенберг, а через месяц, в угоду папе, рейхстаг в Вормсе объявил его вне закона, что означало: никто не имел права его кормить, поить, давать ему у себя ночлег, - наоборот, каждый обязан был взять его, связать и передать в суд. Книги его были осуждены к уничтожению.
Как спасти Лютера, очутившегося в такой опасности? И тут снова появляется благосклонный к нему курфюрст Фридрих. На пути в Виттенберг Лютера неожиданно окружает отряд вооруженных всадников, они силою забирают его в плен и уводят в неизвестном направлении. Все это было сделано по приказу курфюрста. Лютера помещают в глухом, скрытом в горах Тюрингии замке Вартбург. Только особо доверенные лица знают о его местопребывании. Он переодет в "рыцаря Георга" и известен в тесном кругу только как таковой. А в народе идет слух о его убийстве. Знаменитый немецкий художник Альберт Дюрер выразил общенародную печаль в своих словах, посвященных таинственному исчезновению Лютера: "О Боже, если Лютер мертв, кто же будет нам с такой ясностью проповедовать святое Евангелие! О, вы все, благочестивые христиане, помогите мне оплакать этого преданного Богу человека!". Но никто не оплакивал его так, как его друг и соратник Филипп Меланхтон.
Девять месяцев пробыл Лютер в своем убежище в Вартбурге. Самым драгоценным плодом его пребывания здесь был перевод Библии на немецкий язык, который был начат именно в замке Вартбург и закончен в 1534 году. Он начал перевод Библии с Нового Завета, и в сентябре 1521 года уже вышло из печати первое издание Нового Завета на немецком языке. Из всех многочисленных трудов Мартина Лютера его перевод Библии на немецкий язык является трудом поистине титаническим.
Что заставило Лютера покинуть свое тихое и безопасное убежище в Вартбурге? Это были тревожные события в Виттенберге, которые грозили расколом Реформации. В Виттенберге образовалась радикальная группа, которую возглавил известный нам уже Андрей Карлштадт, безуспешно состязавшийся с профессором Экком на диспуте в Лейпциге. Карлштадт мечтал о радикальном преобразовании всей жизни церкви. То, к чему Лютер стремился постепенно, осторожно и вдумчиво, Карлштадт решил совершить мгновенно. Он приступает круто к своим преобразованиям: месса (литургия) отменяется; вводится причастие с хлебом и вином и для мирян; закрываются монастыри, и монахи и монахини освобождаются от обета безбрачия; начинается борьба со всеми видами изображений в церкви - уничтожаются иконы и выносятся статуи, удаляются круцификсы (распятия) с алтарей. В Виттенберге появляются сторонники известного крайнего анабаптиста Фомы Мюнцера. Их проповеди разжигают еще больше огонь фанатизма.
В эти трудные дни в Виттенберге появляется Мартин Лютер и приступает к своим проповедям - призывам к умеренности, к обдуманности и трезвости в мыслях и действиях. В недельный срок разбушевавшиеся страсти успокаиваются, а главное - в своих проповедях по возвращении из Вартбурга Лютер преподносит своим слушателям очень ценное учение о независимости каждой поместной церкви и о праве каждого верующего быть священником Бога Всевышнего. Это учение о независимости каждой поместной церкви и всеобщем священстве верующих принадлежит к самому дорогому наследию, оставленному великим реформатором.
События в Виттенберге, заставившие Лютера немедленно покинуть Вартбург, свидетельствовали о появлении в Реформации других духовных сил, на которые мы должны будем обратить наше внимание, тем более что эти силы крепли и росли с поразительной быстротой. Эти другие духовные силы развивались своим путем, создавая свое богословие и свою церковную практику. Словом, начиная с 1522 года Реформация шла уже не одним путем, а несколькими духовными течениями.
Доктора Филиппа Меланхтона можно без преувеличения назвать гением Реформации. Он родился в 1497 году и был на четырнадцать лет моложе Лютера. Судьба, а вернее, воля Господня свела их вместе в Виттенберге, куда Меланхтон был направлен курфюрстом в качестве профессора древних языков и философии. Здесь он сблизился с уже прославившимся своими 95 тезисами Мартином Лютером. Можно сказать, что Меланхтон, прибывший в Виттенберг в качестве только ученого, под влиянием Лютера встал на путь искания евангельской истины, и, найдя ее в Священном Писании, он стал одним из ее виднейших деятелей великой Реформации. По своему характеру Лютер и Меланхтон были противоположностью: Лютер был, если можно так выразиться, молнией и громом в своей деятельности; Меланхтон обладал нежным сердцем и мягким нравом. Своей ученостью Меланхтон превосходил Лютера, и Лютер всегда сознавал это. Они удивительно дополняли друг друга, и были моменты в их совместной деятельности, когда с пользой мог действовать только Лютер, в других же нужны были действия только Меланхтона.
Гений Меланхтона сказался в выработке им знаменитого "Аусбургского исповедания", которым и сегодня регулируется деятельность евангелическо-лютеранской церкви. Какова же история возникновения этого исповедания?
Император Карл V назначил на 1530 год рейхстаг в городе Аугсбурге с целью примирить на нем религиозные разногласия и привести Германию к единой вере. От сторонников Лютера было потребовано в письменной форме выражение их веры. Для выработки вероучения в городе Торгау собрались лютеранские богословы. Среди них были Лютер и Меланхтон. Это собрание богословов в Торгау наметило 17 пунктов вероучения лютеранской церкви.
Наступило время рейхстага. Лютер, как объявленный вне закона, не поехал в Аугсбург. Туда был направлен самый подходящий человек - Меланхтон. Он должен был состязаться там с богословами Рима и отстаивать вероучение своей церкви. Меланхтон блестяще выполнил свою миссию и составил там, в Аугсбурге, текст "Аугсбургского исповедания", которое надо считать поистине гениальным творением его ума и сердца. 25 июня 1530 года "Аугсбургское исповедание" было зачитано в присутствии императора в самой торжественной форме.
Меланхтон обладал самым широким сердцем и удивительным миролюбием. Во всей своей деятельности он стремился осуществлять слова Августина: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь". Этими словами он руководствовался и в своем отношении к кальвинизму. Но на этой почве у него были порой разногласия с Лютером, хотя они никогда не отражались на их самой сердечной любви друг к другу.
Жизнь Меланхтона полностью гармонировала с его учением. Он был идеальным семьянином, самым приветливым и любвеобильным христианином и самым бескорыстным служителем Христа. Кардинал Бембо назвал его "духовным учителем" Германии по его удивительно глубоким сочинениям.
Меланхтон был всегда борцом за единство всех искренне любящих Христа. Умер он 17 апреля 1560 года, и его последними словами были слова Христа: "Да будут все едино".
В шестнадцатом веке мы видим имена еще и других деятелей Реформации. На сцене церковной жизни появляются Ульрих Цвингли и Иоганн Кальвин со своими соратниками, и возникает мощное анабаптистское движение.
Реформация распадается на три отдельных, вполне определившихся течения: лютеранство, кальвинизм и анабаптизм.
Мартин Лютер не был единственным реформатором в шестнадцатом веке. В Швейцарии появились еще два реформатора, имена которых пользуются не меньшей известностью, чем имя Мартина Лютера. Это Ульрих Цвингли, центром деятельности которого был город Цюрих, и Иоганн Кальвин, деятельность которого протекала в Женеве.
Оба швейцарских реформатора - и Цвингли, и Кальвин - вели свою деятельность независимо друг от друга. Не зависели они и от Мартина Лютера.
Цвингли был сыном богатого крестьянина. Он родился в 1484 году в горной деревушке Вильдгаузене и получил образование в Берне, Вене и Базеле. Он пришел к своим духовным воззрениям тогда, когда Мартин Лютер еще никому не был известен. Как страстный почитатель знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, Цвингли задался целью обновления христианства на гуманистических началах. Он хочет вначале только одного: поднять церковь на более высокий нравственный уровень, не думая ни о какой реформе учения церкви.
В 1516 году он был священником одного католического прихода в Гларусе; но через четыре года был призван на служение в Цюрих. В это время в Швейцарии появился францисканский монах Самсон со своими индульгенциями, и Цвингли, подобно Мартину Лютеру, обрушился на него в своих проповедях.
Эта борьба Цвингли с продажей папских индульгенций привела его к реформаторской деятельности. За борьбой с индульгенциями последовала его борьба с другими непорядками церкви. В результате городской Совет города Цюриха, в поддержку Цвингли, издает приказ, чтобы впредь все проповедники читали в церквах только чистое Евангелие, за что так ратовал Цвингли.
В 1523 году в Цюрихе, как и в Виттенберге, начинается штурм икон и всяких изображений в храмах, но Цвингли, в принципе соглашаясь с правильностью такой борьбы с "идолами", не одобрял ничего того, что носило характер восстания и насилия. Он был против алтарей, крестов и даже органов - все это должно было, по его мнению, исчезнуть из церковного обихода, но только спокойно и без шума - под руководством Совета города. Так и совершилось. Постепенно вся церковная жизнь в Цюрихе совершенно изменилась.
В своих главных сочинениях - "Кратком введении в христианство" и в "Комментарии к истинной и ложной религии" - Цвингли дал всем своим реформам богословское обоснование, а Совет города Цюриха точно и планомерно проводил их в жизнь.
Реформы, которые предлагал Цвингли для проведения в жизнь, были всегда глубоко продуманными. Он шаг за шагом сносил до основания все старое и воздвигал на расчищенном месте новое здание церковной жизни, закладывая в него камень за камнем.
Фундаментом для реформ служило для Цивнгли исключительно Священное Писание. Евангелие было в центре всех его мыслей и планов, и на основании его он строил новое здание Церкви.
Учение об оправдании верою занимало и в догматике Цвингли, как и у Лютера, центральное место. Но что было характерно для реформации Цвингли, так это его учение об обязанности власти заботиться о порядке и благополучии в церкви. Дерзновенной рукой Цвингли соединяет в одно целое государство и церковь. Правда, власть он видит пока перед собой только в лице Совета города Цюриха. И этот Совет предоставляет себя в полное распоряжение реформации Цвингли. Вся жизнь в городе - общественная и личная - принимает совершенно своеобразный вид. Всякого рода увеселения либо регулируются, либо запрещаются. Запрещаются театральные зрелища, не носящие серьезного нравственного характера. Ограничиваются танцы. Люди привлекаются к ответственности за бранные слова и особенно за сквернословие. И надо сказать, что в результате всего этого мораль населения города Цюриха была значительно поднята.
Сам Цвингли был душой всех своих реформ. Он ходил по улицам города, наблюдая за поведением граждан; он посещал мастерские, чтобы видеть труд работающих в них. Он принимал участие в заботе о бедных, интересовался положением в школах. В его собственном доме дверь была всегда открыта для всех, и почти ежедневно в своем доме он сажал гостей, знакомых и незнакомых, за трапезу.
Такова была деятельность реформатора Цвингли, и город Цюрих уподобился острову посреди моря, в котором господствовали злые стихии. Правда, в городе существовала еще католическая церковь, был и епископ, было и верное папе духовенство. Существовали и монашеские ордены. Но удивительно: ни один представитель папской церкви не дерзнул сунуть палку в колеса реформации, руководимой Цвингли и городским Советом. Эта неприкосновенность реформированного Цюриха объясняется только тем, что Совет города беспрекословно следовал за своим духовным вождем - реформатором Цвингли.
Была и другая причина неприкосновенности Цюриха: ведь он был единственным пока городом в Швейцарии, который находился под влиянием Цвингли, и враги Реформации не находили нужным идти против него в атаку.
Еще одна из причин стойкости реформированного города в том, что все свои реформы Цвингли стремился созидать на нерушимом основании святой книги Библии.
Реформация не долго была уделом одного только города Цюриха. Идеи Цвингли проникли и в другие швейцарские города, как-то: Берн, Базель, Констанц, Шафгаузен и в другие места. Идеи Цвингли перекинулись даже в Южную Германию. Им католицизм старался ставить преграды, но, как это ни удивительно, дело никогда не доходило до религиозной войны.
Цвингли ни разу не испытал вооруженной схватки с противниками своего учения. Но вскоре, после начала своей деятельности, он встретился с совершенно другими идеями и взглядами внутри своего реформированного города. Кто же они - эти инакомыслящие? Это швейцарские анабаптисты, называвшие себя "братьями во Христе".
Прежде чем мы уделим внимание мощному движению анабаптистов шестнадцатого века, мы должны сказать кратко о великой трагедии, разразившейся в дни Реформации, а именно: о Крестьянской войне, вспыхнувшей в 1525 году почти по всей Германии.
Эта война заключалась в восстании крестьян против феодальной аристократии, против помещиков. Мы касаемся ее кратко, потому что она относится больше к истории социальных движений, нежели к религиозным явлениям.
Мартин Лютер, рассуждали крестьяне, освободил народ от папского ига, почему мы не можем освободиться от ига нащих господ - помещиков?
Видную роль в истории Крестьянской войны играл анабаптистский проповедник Фома Мюнцер, который своими проповедями вдохновлял крестьян на восстание. Вскоре восстание крестьян приняло грандиозные размеры и вылилось в настоящую "Крестьянскую войну".
В битве под Франкенгаузеном крестьяне потерпели полное поражение, а позиция, которую Лютер занял в Крестьянской войне, нанесла тяжелый удар как престижу Реформации, так и популярности самого реформатора.
Фома Мюнцер был казнен, и с ним тысячи других.
Но трагедия Реформации заключалась в том, что Мартин Лютер, с самого начала восстания крестьян старавшийся тушить разгорающийся пожар, в конце концов встал на сторону помещиков и написал известное свое воззвание: "Против разбойничьих банд крестьян". В этом воззвании Лютера находятся далеко не христианские призывы к расправе с восставшими крестьянами, и напрасно делались многократные попытки оправдать Лютера. Язык в его воззвании далек от Духа Христова, и, кроме того, это воззвание свидетельствует, как его автор был далек от понимания социального вопроса.
Перейдем теперь к вопросу об анабаптистах. Самой мрачной главой в истории Реформации являются преследования анабаптистов, дошедшие до пролития их крови.
Центральным вопросом, разделявшим анабаптистов с последователями Лютера и Цвингли, был вопрос крещения. Анабаптисты совершали крещение только над сознательно верующими. И Лютер и Цвингли смотрели на них как на явных "еретиков" и требовали для них сурового наказания. Вскоре начались первые суды над ними. Руководители швейцарских анабаптистов - Гребель, Блаурок и Мантц - приговариваются к тюремному заключению, а через год Феликса Мантца топят в реке Лиммат в Цюрихе.
В январе 1528 года появляется императорский эдикт, утвержденный на рейхстаге в Шпейере: все анабаптисты должны караться смертью.
Для анабаптистов наступило время мученичества за свою веру. Начались бесчисленные судебные процессы, тюрьмы, ссылки, казни путем обезглавливания, сожжения, утопления. Лишенные всех прав и средств существования, анабаптисты шли путем своих предшественников - кафаров, вальденсов и лоллардов. Государство смотрело на них как на смутьянов, католики как на еретиков, реформаты как на безумных фанатиков.
Но никакие страдания не могли остановить анабаптистского движения. Из Швейцарии оно проникло в южную Германию, в городе Аугсбурге вырастает большая община. Образуются анабаптистские общины в Нюрнберге, Мюнхене, Ульме, Регенсбурге, Пассау и Меммингене. Все дальше на север устремляется это движение. Вот оно появилось уже и в Саксонии, в Готе, Эйзенахе, Шмалькалдене, Мюльгаузене, Галле, Веймаре, Эрфурте, Лейпциге. Оно ширится и к востоку, в Богемию и Моравию, в Тироль и Австрию. В одной только Моравии виднейшей анабаптист Губмайер крестил по вере около шести тысяч душ.
Движение анабаптистов распространилось и на запад: в Рейнскую землю - в Кельн и Гейдельберг, Вормс и Пфальц. Оно перешагнуло и в Голландию, где анабаптистов возглавил бывший католический священник Менно Симоне, по имени которого голландские анабаптисты стали называться меннонитами, которые существуют и в настоящее время.
Большой вред принесли анабаптистам события в городе Мюнстере. В тридцатых годах шестнадцатого века в этом городе появляются посланники голландского "пророка" Яна Матизена, и главным из них является "апостол" Иоганн Бокельсон из города Лейдена. В истории анабаптистов он известен больше под именем Яна Лейденского. Город Мюнстер с 1533 года принадлежал к городам Реформации, и вот здесь Ян Лейденский развивает бурную деятельность. Он зажигает массы своими пламенными речами и приобретает тысячи последователей. Вскоре появляется в городе и сам "пророк". Влияние Матизена и Яна Лейденского растет не по дням, а по часам. Жители Мюнстера охвачены учением новых пророков и все в большем количестве переходят в ряды их почитателей. Увлечен их учением и сам бюргермейстер города. Вскоре начались в Мюнстере невероятные события: приступили к разрушению церковных зданий, к низвержению алтарей, к сожжению монастырей. Был издан закон о перекрещивании всех граждан; не подчинявшихся этому закону изгоняли из города.
Иоганн Матизен провозглашает наступление "тысячелетнего царства" и объявляет начало "золотого века".
В ответ на все эти события епископ Мюнстера собирает войско и приступает к осаде города. В первой же схватке "пророк" Матизен погибает, но войско терпит в конце концов поражение, и Ян Лейденский вступает на престол "царства". При его правлении учреждается "теократия", полностью основанная на Ветхом Завете. Ян Лейденский провозглашает право на многоженство и сам подает пример в этом. Затем он провозглашает себя царем "нового Иерусалима", заводит лейб-гвардию и требует для себя царских почестей.
Но вся эта трагикомедия длилась не долго. Епископскому войску удалось захватить город и войти в него. Руководители "тысячелетнего царства" были казнены, и тела их в железных клетках были выставлены напоказ всем жителям города.
В результате этой победы жители Мюнстера снова вернулись в лоно католической церкви, а Мюнстер становится на долгие годы цитаделью католицизма.
Хотя анабаптисты никакого отношения не имели к "пророкам" в Мюнстере и ко всем их причудам, но все же черная тень мюнстерских событий пала на все анабаптистское движение, и преследование их приняло еще большие размеры.
Реформация в Швейцарии носила совершенно иной характер, чем Реформация Лютера в Германии. Еще в дни Цвингли Реформация в городе Цюрихе, как мы уже видели, шла своим своеобразным путем.
Цвингли пал в бою под Каппелем в 1531 году, во время войны между католическими и реформированными городами северной Швейцарии.
После смерти Цвингли дело Реформации в Швейцарии оказалось в критическом положении. Поднявший голову католицизм грозил затушить огонь на жертвенниках молодых реформаторских церквей Швейцарии. И вот, в это критическое для швейцарской реформации время, появляется Иоганн Кальвин.
Опишем его появление. В 1535 году в Женеве служил необычайно влиятельный проповедник - Вильгельм Фарель. Его влияние было столь велико, что все население города вышло из католической церкви и стало исповедовать евангельскую веру. Цель Фареля была создать реформированную Женеву по примеру Цвингли, который создал реформированный Цюрих. Но установить в Женеве цюрихский порядок было делом нелегким, и Фарель призвал на помощь Иоганна Кальвина.
Кальвин родился в 1509 году в Нойоне во Франции, изучал законоведение и богословие, был видным гуманистом и вынужден был в конце концов бежать из Парижа, потому что своим учением он возбудил недовольство католической церкви. Он имел железную волю и необычайную энергию.
В 1536 году Кальвин прибыл в Женеву. Он был уже богословом с законченным образованием и сразу же приступил к составлению катехизиса, то есть вероучения, которое было названо "Инструкцией и исповеданием веры".
Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении. В чем заключается это учение? В том, что всеведущий Бог определил ко спасению всех тех, о которых Он знал, что они примут верою спасение, совершенное Христом на Голгофе. А тех, о которых Бог знал, что они отвергнут спасение и останутся в неверии, Он предоставил ими самими заслуженной гибели. Таково учение Кальвина о предопределении, но среди последователей нашлись такие кальвинисты-экстремисты, которые стали учить, что Бог одних предопределил ко спасению, а других назначил к вечной погибели. Но это учение не Кальвина, а его крайних последователей, проповедовавших так называемое двойное предопределение - предопределение ко спасению и предопределение к погибели.
Надо сказать, что учение Кальвина не является его учением. За тысячу лет до него проповедовал учение о предопределении Августин.
Посмотрим теперь на жизнь в городе Женеве. Между Женевой и Цюрихом много общего. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом. Он вводит в жизнь граждан Женевы такую духовную дисциплину, что, по строгости этой дисциплины, нигде и никогда ничего подобного не было. Кальвин ввел систему церковных наказаний буквально во все области жизни. Самое строгое наказание - смертная казнь - полагалось за богохульство. Непочтение к родителям наказывалось тоже весьма сурово. Очень строго наказывалось прелюбодеяние. Полагалось наказание за картежную игру и танцы, за посещение увеселительных мест и за непосещение богослужений. Наказывался даже человек, заснувший во время проповеди. Если человек не приносил покаяния в церкви, его предавали светскому суду, который мог приговорить виновного к тюремному заключению, к ссылке и даже к смерти.
Но не всем были по душе эти строгости, и Кальвин нажил себе много противников. Оппозиция приняла такие размеры, что Кальвин в 1538 году был изгнан из города. Он направился в Страсбург, но в 1541 году был снова приглашен в Женеву.
После своего возвращения Кальвин создает своего рода теократическое государство с самыми строгими наказаниями для провинившихся. И надо сказать: правление Кальвина и городского Совета создали из Женевы город, в котором царили тишина и порядок, благочестие и высокая нравственность. В этом отношении Женева и Цюрих оказались двумя городами со многими общими чертами.
Оба швейцарских реформатора - и Цвингли и Кальвин - принадлежат, если можно так выразиться, к экстремистскому (крайнему) крылу Реформации. Оба пытались создать особого рода христианство - христианство, самым тесным образом связанное с реформированной, богобоязненной властью. И Цюрих, и Женева служили опытным полем для создания такого христианства.
Иоганн Кальвин умер в 1564 году, оставив после себя ряд весьма серьезных богословских трудов.
Нет сомнения, что как Эверест возвышается над многими горными вершинами мира, так Мартин Лютер возвышается над всеми религиозными деятелями в истории христианства шестнадцатого века. Его заслуги велики: он как бы снова открыл Библию и вернул ее человечеству. Он поставил на весьма высокий пьедестал забытые истины Евангелия и особенно учение об оправдании верою. Он создал церковную музыку и пение, а своим браком на монахине Екатерине Бора положил начало пресвитерской семейной жизни. Он дал протестантизму большой и малый катехизис и ряд ценнейших сочинений по вопросам практической христианской жизни.
Мы знаем и многие темные стороны характера и жизни Мартина Лютера, но, невзирая на это, он все же является самой выдающейся личностью эпохи Реформации. Лютер умер там же, где он родился, - в Эслебене 18 февраля 1546 года.
Как мы видели, Реформация в Швейцарии пошла своим особым путем, и ее вожди - Цвингли и Кальвин - сделали попытку синтеза церкви и государства, чтобы создать теократию, то есть правление Бога на земле. Но на обоих швейцарских реформаторах видны капли крови казненных ими в союзе с государством цюрихских анабаптистов и Михаила Сервета, сожженного за отрицание божественной Троицы, по настоянию Кальвина, в Женеве 27 октября 1553 года.
Определенно отрадным явлением Реформации мы должны считать широкое анабаптистское движение, родившееся в Швейцарии, в Цюрихе, в 1525 году и затем постепенно распространившееся по всему континенту Европы.
От анабаптистов цюрихского направления, самым видным представителем которых является, вне сомнения, Валтасар Губмайер, родились впоследствии менониты и баптисты нашего времени.
Какие же дискуссии догматического характера происходили в эпоху Реформации между ее основными представителями? Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Иоганн Кальвин, будучи едиными провозвестниками учения об оправдании верою, ломали копья по вопросу о причастии (хлебопреломлении). Велись горячие дебаты вокруг слов Христа на Тайной вечери: "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя".
Анабаптисты, будучи едиными с вождями Реформации в учении об оправдании верою, кардинально расходились с ними в вопросе о крещении, проповедуя крещение только сознательно верующих во Христа как личного Спасителя и решительно отвергая крещение младенцев.
Анабаптисты проповедовали также всеобщее священство, самостоятельность каждой поместной церкви, а также (что для них характерно) отказ от присяги и военной службы.
Теперь перед нами вопрос: как же реагировала мощная католическая церковь на все события Реформации? Двумя мероприятиями: учреждением ордена иезуитов и созывом Тридентского собора.
Иезуитов с полным правом можно назвать "гвардией папы". Какова же история их возникновения?
19 мая 1521 года в сражении с французами под Памплоной испанскому рыцарю Игнатию Лойоле вражеская пуля раздробляет правую ногу, и эта пуля приобретает в истории христианства небывалое значение. Она порождает, если можно так выразиться, сильнейший орден католической церкви - орден иезуитов. Каким же образом? Тяжело раненный рыцарь Игнатий Лойола целый год лежал в постели, испытывая сильнейшие боли. Лежа на одре болезни, он обдумывает свою дальнейшую карьеру. Рыцарем при испанском королевском дворе он больше уже не может быть; не может он быть и рыцарем-миннезингером, то есть певцом своей "дамы сердца". Что ему остается делать? Ему попадают в руки "жития католических святых", и отчаяние его, хромого, разом кончается. Он посвятит себя рыцарским подвигам на другом поле битвы! Он будет воином святой католической церкви! Королем его будет Иисус Христос, а "дамой сердца" святая дева Мария!
Покинув одр болезни, Игнатий Лойола совершает путешествие к гробу Господню и, вернувшись, поступает в испанский университет в Алкале. У него нет никаких материальных средств, и он вынужден просить милостыню на пропитание. Его не смущают никакие трудности жизни. Через некоторое время он переселяется в Париж и продолжает здесь свою учебу. Здесь же, в Париже, он основывает свое общество - "общество Иисуса". Среди его первых последователей уже известные люди, католические миссионеры Франц Ксавье и Петр Фабер.
В 1537 году они отправляются в Рим, где на папском престоле сидит папа Павел III - дальнозоркий политик. Он сразу учуял полезность "общества Иисуса" для выгод католической церкви, и в 1540 году утверждает новый орден. Правилами этого "ордена иезуитов" являются строжайшая дисциплина и полная самоотверженность. Кроме трех обетов, обязательных для всех монахов, а именно - обетов нищеты, целомудрия и послушания, в ордене иезуитов установлен еще четвертый обет: полного послушания папе.
Орден иезуитов, надо сказать, является чудом организаторского гения Игнатия Лойолы. В короткое время он превратился в настоящий форпост католической церкви и стал во главе всей контрреформации. Следуя своему основному принципу - "цель оправдывает средства", - он повсюду наносил ощутительные удары делу Евангелия.
Собор в Триенте был созван в 1545 году по инициативе императора Карла V, который надеялся, что он положит конец всем спорам между Римом и протестантами. Протестанты отказались принять участие в том Соборе, и поэтому Триентский собор превратился вскоре в острейшее орудие против протестантизма.
Собор был открыт в декабре 1545 года и продолжался до 1563 года, то есть целых восемнадцать лет. На повестке дня Собора два важных вопроса: реформа церкви и укрепление церковных догматов.
Оба вопроса обсуждались одновременно, и, надо сказать, не без успеха. Прежде всего были установлены источники учения католической церкви, а именно - Священное Писание и "апостольское предание", причем и то и другое на равных правах. Была введена в церковное употребление "Вульгата", то есть Библия, переведенная на латинский язык. Истолковывать Библию имеет право только церковь. Это последнее постановление было явно направлено против Реформации.
Далее выносится: "Никто не имеет права печатать и издавать книги религиозного содержания без указания имен автора, их продавать или для себя хранить, если они не прошли цензуры епископа и не одобрены им. Наказание за нарушение этого - отлучение и денежный штраф". Этим постановлением запрещалось распространение в католических странах сочинений Мартина Лютера и других реформаторов.
Триентский собор принял также решение против учения об оправдании верою, и это решение гласит так: "Кто утверждает, что грешник оправдывается только верою, тот да будет проклят" (Анафема!).
Собор в Триенте утвердил все прежние установления католической церкви, все таинства церкви, безбрачие духовенства, культ святынь, учение о чистилище, отпущение грехов за деньги и примат папы.
Собор провозгласил самым тяжелым грехом - отход от церкви. Все другие грехи, будь они самые позорные, извинительны. Но поворачивающийся спиной к католической церкви - погиб навеки.
Таким образом, католическая церковь окружила себя неприкосновенным барьером и за всеми воздвигнутыми в Триенте баррикадами стала считать себя непобедимой.
Надо сказать, что каноны, принятые на соборе в Триенте, остаются в силе и в католицизме наших дней.
После Триентского собора католическая церковь переходит в решительное наступление, и в этом деле ее главными помощниками становятся иезуиты.
Иезуиты проникают буквально во все страны мира, во все государственные органы, становятся советниками высших государственных деятелей. Они протягивают свои щупальца во все области жизни всех стран и народов и становятся в этом смысле вездесущими. С помощью иезуитов папы получают как бы мировое зрение, мировой слух и мировое влияние.
Первоначально Реформация во Франции была лютеранского направления, но под влиянием Кальвина она приобретает чисто кальвинистский характер. Французские кальвинисты известны в истории под названием "гугенотов". Первое время их не преследуют, они даже проводят в 1559 году свой "Национальный синод". К ним присоединяются представители французской знати, как, например, племянница короля Франца I, принц Конде, знаменитый адмирал Колиньи и другие. Это побуждает и католиков организовываться под руководством герцога Гизе.
В марте 1562 года "гизисты" напали на "гугенотов" и этим положили начало кровавой гражданской войне, продолжавшейся до 1598 года, то есть тридцать шесть лет и известной под названием "гугенотских войн". В этой войне было проявлено много жестокостей, и особенно жестокой была известная "Варфоломеевская ночь" - ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда во время одной княжеской свадьбы в Париже были убиты все присутствующие на ней гугеноты, в том числе и адмирал Колиньи. В эту же ночь в Париже было убито еще до трех тысяч гугенотов, а в провинциальной Франции количество убитых достигло цифры в двадцать тысяч человек.
Через четыре года герцог Гизе, с согласия папы, основывает так называемую "Священную лигу", задачей которой должно было быть полное уничтожение протестантов во Франции.
Король Генрих IV положил в 1598 году конец ужасам этой гражданской войны. В известном "Нантском эдикте" этого года гугенотам была предоставлена некоторая, но не полная свобода. Полной свободой они могли пользоваться лишь в особо отведенных для них "резервациях".
Через сто лет после издания "Нантский эдикт" был отменен, и началось массовое бегство гугенотов из Франции в Голландию, Англию и в протестантские земли Германии. Гугеноты, оставшиеся во Франции, подверглись ужасающему мученичеству.
Католицизм во Франции восторжествовал, пролив море гугенотской крови.
К событиям истории христианства шестнадцатого века принадлежит и Реформация в Англии и Шотландии.
Английский король Генрих XIII оторвал католическую церковь Англии от Рима. Поводом к этому послужили многократные браки короля, которые папа не одобрял. Но распутный король, объявивший себя главой английской церкви, конечно, не мог быть реформатором Англии. Истинным реформатором Англии был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, который в своей душе давно исповедовал веру Евангелия, хотя внешне и был служителем католической церкви. После смерти Генриха VIII он приступает к широкой евангельской деятельности. В помощь себе он пригласил двух немецких протестантских богословов - Мартина Буцера и Петра Мартира.
Кранмер ввел в английской церкви причастие с хлебом и вином, разрешил духовенству вступать в брак и ввел в практику богослужения так называемый "Общий молитвенник", который употребляется в Англиканской церкви и по настоящее время.
Большую роль в деле реформации в Англии играла королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. От своей матери - протестантки Анны Болейн Елизавета получила евангельское воспитание. Вступив на королевский престол, Елизавета сейчас же освободила всех узников за дело Евангелия. Как и ее отец Генрих VIII, она объявила себя главой английской церкви и приступила к ее реформе. С помощью протестантских богословов она ввела церковный порядок, который и сегодня существует в Англиканской церкви; а именно - ритуал, в отношении многих обрядов, остается католическим, а вероучение вводится, в основном, кальвинистское, и излагается оно в 39 пунктах. Система управления остается епископальной. Эта смесь католицизма и протестантизма является характерной чертой Англиканской церкви по настоящее время.
В 1570 году папа отлучает Елизавету от церкви.
Но недолго царило единство в Англиканской церкви. Недовольные сохранением в ней католических остатков вышли из нее и назывались "пуританами" (стремящимися к чистоте), или "диссидентами" (отщепенцами), или "нонконформистами" (несогласными).
В дальнейшем от Англиканской церкви отошли еще так называемые "индепенденты" (независимые), ныне именующие себя "конгрегационалистами" и проповедующие полную независимость как от светской, так и от духовной власти даже самой маленькой группы верующих.
Шотландский реформатор Джон Нокс родился в 1505 году, изучал богословие в Глазго и был посвящен в священники в 1530 году. Но в душе он уже был протестантом, восприняв евангельские убеждения от своего друга Вишарта. В 1547 году он был взят французами в плен и два года провел в оковах в тюрьме. Вернувшись в Англию, он был проповедником Евангелия в Бервике и Ньюкестле, а когда на шотландский престол вступила католичка Мария Стюарт, он в январе 1554 года бежал в Женеву, где стал решительным кальвинистом.
Находясь на чужбине, Нокс с друзьями перевел Библию на английский язык; и эта Библия стала известна под названием "Женевской Библии".
В мае 1559 года Нокс вернулся в Шотландию, в город Эдинбург, и встал во главе шотландской Реформации. Он выдержал большую и опасную борьбу с королевой Марией Стюарт, но ни на шаг не отступил от своих евангельских убеждений.
Нокс составил, так называемое "Шотландское вероучение", в основу которого положено кальвинистское вероучение и "пресвитерианская" система управления церковью. Так родилась "Пресвитерианская государственная церковь Шотландии".
Джон Нокс умер в 1572 году. Граф Мортон, произнося речь у его праха, сказал: "Здесь лежит человек, который не знал страха ни перед одним человеческим существом".