В истории христианства четырнадцатый век начинается с большого события в римско-католической церкви.
В 1300 году Бонифаций VIII объявляет "Священный год", и бесчисленные толпы паломников направляются в Рим, молятся у гробниц апостолов, молятся в соборе Петра на Латеранском холме и получают от папы отпущение грехов. Этот юбилейный год, праздновавшийся вначале через каждые сто лет, стал позднее праздноваться каждые двадцать пять лет, принося папскому престолу несметные доходы. Эти юбилейные годы являлись также демонстрацией папского могущества перед лицом всего мира.
Папа Бонифаций VIII, введя празднование "Священного" или "Юбилейного" года, почувствовал себя на высоте высшей славы и небывалого величия. Он стал поощрять культ своей собственной личности. У его ног лежала разбитая Германская империя, а князья ее были поглощены междоусобной борьбой. Остальные государства были для него ничто.
Увы, далеко не так благополучно обстояло дело, как казалось потерявшему от чести и славы голову папе. Во Франции, незаметно для папы, набирал силы король Филипп VI, получивший в истории название "Красивого", и вскоре между королем и папой началась борьба не на жизнь, а на смерть. Причиной этой борьбы было то, что папа решил обложить французское духовенство налогом в свою пользу, а король Филипп запретил вывоз золота и серебра из Франции, создав для папы самые большие финансовые затруднения. Разгневанный папа провозгласил в своей энциклике от 1302 года папскую власть превыше всякой власти на земле и угрожал всем, кто проявит непослушание папе, вечной погибелью. Ни один папа до Бонифация VIII не дерзал так говорить.
Король Филипп заявил, что он не намерен подчиняться папе, и над ним повисла папская булла, то есть папское проклятие. Филипп созвал Национальное собрание с представительством от всех сословий Франции, и это собрание единодушно поддержало короля и осудило папу. Словом, целый народ объявил непослушание папе Бонифацию. В страхе папа спасается в отдаленном замке Агнани. Но его обнаружили и арестовали, причем один знатный итальянец сильно ударил его по щеке.
Вскоре Бонифаций VIII был освобожден, но, вернувшись в Рим, снова был арестован и умер под арестом в болезненном психическом состоянии. Так, с головокружительной высоты папа Бонифаций VIII падает в глубочайшую пропасть, и из претендента на абсолютную духовную и светскую власть во всем мире он превращается в несчастного, покинутого всеми человека, умирающего бесславно за тюремной решёткой.
Со смертью Бонифация VIII надежды папства на абсолютное мировое господство рухнули раз и навсегда. Ни один из последующих пап не мог ни для себя, ни для католической церкви требовать того, чего требовал Бонифаций.
В чем же причина этой великой катастрофы папства? В том, что Бонифаций все еще жил средневековыми понятиями об универсальном и несокрушимом могуществе папства. О таком могуществе можно было бы мечтать, если бы существовала единая Германская империя, управляемая единым императором, поставленным папой и признающим его авторитет над собой. Но в дни Бонифация такой империи уже не было. Средневековые папы постарались собственными руками разбить единство Германской империи, и на развалинах единого германского государства образовались отдельные самостоятельные национальные государства: Франция, Англия, Шотландия и Габсбургская монархия. Эти отдельные, самостоятельные государства не могли, да и не хотели служить опорой для папства.
В четырнадцатом веке роль руководящей державы на Западе берет на себя Франция. Такому положению вынужден был подчиниться и папа.
Бонифаций VIII умер в 1303 году. Его преемник Венедикт XI поспешил выразить французскому королю свою готовность в исполнении всех желаний. Венедикт не долго пробыл на папском престоле, и после его смерти папский престол попадает в руки одного француза. Имя его Климент V, и он во всем был самым верным слугой французской короны. Покорность его Франции дошла даже до того, что в 1309 году он перенес свое пребывание из Рима во Францию, в крепость Авиньон в Провансе. Правда, формально Авиньон принадлежал не Франции, а королю Неаполя, но это дела не меняет. Папа очутился под полным контролем французского короля и без его согласия не делает ни одного шага. Папа Климент V был вынужден устроить посмертный суд над Бонифацием VIII с обвинением его в ереси.
С 1309 по 1377 год папы остаются в Авиньоне и являются послушным орудием в руках французского короля. Как известно, в истории христианства этот период носит название "вавилонского пленения" пап - название, правда, не совсем удачное, поскольку народ израильский был уведен в вавилонский плен силой, папы же переселились в Авиньон добровольно. Точнее говоря, это было "Авиньонское пленение" пап. Надо также сказать, что папы, находясь в Авиньоне, очень покорно склоняли свои головы перед королем Франции; в отношении же других, менее сильных государств они по-прежнему стремились играть роль хозяев, особенно в раздробленной Германии.
Преемник Климента V - папа Иоанн XXII, - сын сапожника, ставший впоследствии банкиром. В истории папства был известен как "финансовый папа". Вступив на папский престол, он нашел финансы "святейшего стула" в полном упадке. И вот он проявляет свои способности банкира и вводит такую хитроумную систему налогов, при которой в самое короткое время он наполнит папскую кассу невероятно большой суммой денег. Его система заключалась в том, что в церкви все буквально стало стоить денег. Каждое духовное звание, каждое пастырское место в приходе, каждая привилегия в церкви - все оплачивалось большими суммами. Каждый монастырь за право существовать должен был также направить большую сумму в казну папы, но особенно много денег поступало за отпущение грехов.
Церковь стонала под невероятной налоговой тяжестью, и в народе росло с каждым днем глубокое недовольство беспорядками в церкви.
При такой погоне папы Иоанна XXII за деньгами не приходится удивляться, что он был самым решительным противником идей "нищенствующих" орденов и особенно идеала Франциска Ассизского. Он считал все эти высокие идеи о бедности и нищете последователей Христа еретическими. Он проклинал и мистиков, и особенно Мейстера Экхарта.
Ко всем этим трудностям церкви прибавились еще и народные бедствия. Собор Петра на Латеранском холме сгорел в огне грандиозного пожара. Во всей Европе вспыхнула эпидемия чумы - этой "черной смерти", и в короткий срок от нее погибло две трети населения Европы. Люди считали эпидемию чумы судом Божиим. Всюду появились проповедники, проповедовавшие скорый конец мира, пока они не умолкали в пламени костров "аутодафе". Ко всем этим бедствиям прибавились еще гонения на евреев, которых в чем только не обвиняли.
Безнадежное отчаяние водворилось повсюду, и вот при таких обстоятельствах наступил 1350 год - год "Священного юбилея". Несметные толпы паломников двинулись в Рим в надежде получить избавление от невыносимых бедствий. А в Риме папский престол пустует: папа в Авиньоне. В народе стал распространяться слух, что папа в Авиньоне получил письмо от самого сатаны, в котором диавол будто бы приветствует папу как своего заместителя на земле и благодарит его за помощь в борьбе против Иисуса Христа.
Никто не знает происхождения этого письма, но слух о нем растет и ширится.
Руководители европейских стран начали сплачиваться против папы. В это время величайший итальянский поэт Данте Алигьери написал свою "Божественную Комедию" и поместил в ней папу Николая III в самое страшное место ада. Стихи Данте зажигают умы и сердца людей и зовут к нравственной революции.
Еще сильнее действует на умы слова знаменитого законоведа Марсилиуса, который жил и писал при дворе Людвига Баварского в Мюнхене. Марсилиус доказывал, что папа не имеет права претендовать на какую бы то ни было светскую власть. Благодаря сильным и неоспоримым доводам Марсилиуса папство получило сокрушительный удар, от которого оно больше никогда не оправилось.
Но папство ожидало впереди еще большее уничижение. В 1377 году папа Григорий VI вернулся из Авиньона в Рим, где ему была оказана небывало бурная встреча.
В торжественной процессии, при свете восемнадцати тысяч ламп, жители Рима привезли Григория на Латеранский холм. После семидесяти лет будет, наконец, снова раздаваться в соборе Петра голос папы. Но Григорий умер через год. Его преемника, итальянца Урбана XII, французские кардиналы не захотели признать. Они избрали своего собственного папу - Климента XII. В Риме папский престол занимает Урбан, в Авиньоне - Климент. Церковь раскололась: Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия, Испания держат сторону Авиньона; Италия, Германия и Англия поддерживают Рим. Оба папы дошли до отлучения друг друга и сторонников противника. Борьба между Авиньоном и Римом захватила все монастырство. Местами дело доходило до убийств и поджогов.
В этой ужасающей неразберихе только две стороны - Франция и Англия - могли, благодаря своей силе, сохранять спокойствие. На основе идей Марсилиуса они приступили к устроению своих церквей без папы. Вскоре рождается план: создать Вселенский собор, чтобы положить конец церковной неразберихе. Парижский университет стал местом обсуждения проблем собора. Собору и всем его решениям должен был подчиниться и папа. Идея этого Вселенского собора оживила надежды народов на упорядочение церковных дел.
Долгожданный собор действительно собрался, в 1409 году в городе Пизе, но закончился полной неудачей.
Оставим на время печальные события в католической церкви и посмотрим, что делалось в четырнадцатом веке в других сферах христианства.
В очерке "Христиане в тринадцатом веке" мы уже говорили о величайшем немецком мистике Мейстере Экхарте, жившем в 1260 - 1327 годах. Двадцать восемь лет он живет и учит еще и в четырнадцатом веке, поэтому на нем нам следует остановиться еще раз. Лучше всего мы поймем, чему он учил в смутное для католической церкви время, если приведем его собственные слова: "Все прекрасно, что делает человек, слившийся с Богом", "Бог влечет нас сильнее всего любовью. Ничто не связывает Бога с тобою и тебя с Богом с такой силой, как узы Его любви. Кто вступил на этот путь, тот не ищи другого. Пребывание в этой любви спасительнее и угоднее Богу, чем делание добрых дел и исполнение всех обрядов людьми, находившимися вне этой любви".
Мейстер Экхарт был заподозрен в ереси, но он в одной из своих проповедей сказал, что всегда боялся ложных учений и готов отказаться от всего, что будет найдено еретическим в его письменных трудах. Лишь после его смерти появилась папская булла, объявлявшая семнадцать положений Экхарта еретическими и одиннадцать подозрительными. Несмотря на это папское проклятие, ученики Экхарта не перестали видеть в нем "святого Мейстера"; его проповеди переписывались почти во всех монастырях, и его глубоко духовные мысли делались достоянием великого множества людей.
Виднейшими учениками Мейстера Экхарта были Иоганн Таулер и Генрих Зейзе, и, говоря о христианах в четырнадцатом веке, нельзя не остановиться на их светлых личностях,
Иоганн Таулер родился в 1290 году в городе Страсбурге. Он учился в Париже, но великие учителя этого города не пользовались у него симпатией. Сердце его жаждало любви, света и жизни, и он находил больше удовлетворения в сочинениях Августина, в учении мистиков и в Священном Писании. Окончив курс учебы, он вернулся в свой родной город. Время было очень тяжелое. На городе Страсбурге лежало папское проклятие, вследствие чего были прекращены все богослужения. Священники и монахи покинули город, а между тем в городе свирепствовала чума, и народ нуждался в божественном утешении и наставлении.
В это трудное время серьезные христиане сплачивались теснее и образовали общество, которое, на основании Ев. Иоан.15,15, получило название общества "Друзей Божиих". Друзья Божии стремились к самому тесному общению с Богом. Их благочестие не было бездеятельным; заповедь о любви и милосердии была для них выше запрета папы, и поэтому они совершали богослужения и призывали к церковному общению.
Вот к этим "Друзьям Божиим" и примкнул Иоанн Туалер. Он был истинным пастырем своего стада: проповедовал народу на его родном языке, посещал зараженных чумой и утешал умирающих. Вскоре он стал любимцем жителей города, которые с восхищением слушали его благословенные проповеди. Его влияние росло с каждым днем, его имя стало известно во многих странах. Проповеди Иоганна Таулера, в которых он доказывал, что перед кающимся грешником никто, даже папа, не может затворить дверей рая, ободряли жителей города, преданного папой проклятию; но эти же проповеди возбуждали недовольство епископа города и духовенства. Моанида Таулера выслали из Страсбурга, а книги предали сожжению. Он направился в Кельн, где прожил несколько лет, проповедуя Евангелие. Но его потянуло снова в родной город, с которого папское проклятие было уже снято, и в тишине своего монастыря он провел остаток своей жизни. На 71 году Таулер заболел, и его последние часы были очень трудными. 16 июня 1361 года великий служитель Христа отошел в вечность. С глубокой печалью была встречена весть о его кончине.
Одновременно с Таулером, в тесной дружбе с ним, жил и трудился другой мистик Генрих Зейзе. Он родился на самом пороге четырнадцатого века - в 1300 году - в Констанце. Девятнадцатилетним юношей вступил в Доминикайский орден. Он так же, как и Таулер, сидел у ног великого мистика Мейстера Экхарта. Часть своей жизни Зейзе провел в Констанце, часть в Ульме. Однажды в столовой своего монастыря он услышал чтение из Книги Притчей Соломона о вечной мудрости, которая была, когда Творец "уготовлял небеса и проводил круговую черту по лицу бездны" (Пр.8,27). Глубокая тоска по Богу охватила его, и он тут же заключил союз любви со Христом - этой небесной Мудростью - и дал Ему обет посвятить все сердце свое и всю жизнь свою на верное Ему служение.
Зейзе был строгим аскетом до отдачи своего сердца Христу. Как только он не истязал свою плоть: спал на голых досках, в нетопленных помещениях, томил себя голодом и жаждой, носил разного рода вериги. Но когда он постиг учение Христа, то увидел, что не к такой жизни он призывает его. Ему стало ясно, что спасение его совершено Христом и самоистязание ему ничего не даст. После отдачи себя Христу Зейзе старался всех погибающих грешников направить на Голгофу, к подножию креста, где Христос умер за грешников. Генрих Зейзе умер в городе Ульме в 1365 году с глубоким миром в своей душе.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что мистики, столь высоко державшие всегда знамя истинного благочестия, в четырнадцатом веке, в лице Мейстера Экхарта, Иоганна Таулера и Генриха Зейзе, подняли его особенно высоко, в то время, когда папство потеряло всякий духовный авторитет и полностью утратило силу. Мистики несли свет учения Христа павшим в глубокое отчаяние народам, указывая на счастье и блаженство во Христе.
Четырнадцатый век характерен также деятельностью так называемых "флагеллантов", то есть самобичующихся. Флагелланты проповедовали самое беспощадное самобичевание ради искупления грехов. Они ходили, особенно в годы чумы, из города в город, бичуя себя немилосердно на глазах народа и призывая людей следовать их примеру. Куда только не проникали эти представители самого экстатического аскетизма! Их можно было встретить в Германии, Англии, Швейцарии, Голландии и даже Швеции со следами крови от самобичевания.
Четырнадцатый век в истории христианства является эпохой предшественника Реформации - Джона Виклифа. И мы хорошо сделаем, если уделим этому великому деятелю христианства наше особое внимание.
В истории христианства были эпохи, когда родник Евангелия пробивался снова через толстые слои и нагромождения церковного формализма, неся свои животворные воды душам, исчахшим от жажды познания Христовой истины. Одним из таких благословенных периодов в истории христианства был период жизни и деятельности проповедника чистого Евангелия - Джона Виклифа.
Джон Виклиф родился в небольшом поселке Спресвелл на юге Англии, ныне больше не существующем. Он принадлежал к числу тех людей, которые не могут назвать точного времени своего рождения. По некоторым неточным данным, он родился около 1320 года; начальное образование получил в школе, неподалеку от места своего рождения. Но потом мы находим его в знаменитом английском университете в Оксфорде. Возможно, ему было около двадцати пяти лет, когда он стал студентом этого университета. В то время Оксфордский университет славился лучшими профессорами в мире. Живой ум Джона Виклифа интересовался всем: и естествознанием, и философией, и математикой, и историей, и законоведением. Но ревностнее всего он занимался богословием. Окончив университет, он стал преподавателем одного из колледжей его, а затем и ректором.
В мае 1361 года Джон Виклиф становится священником одного прихода в Линкольншире, но продолжает жить в Оксфорде. Занимаясь богословием, он больше всего отдавался изучению Библии и вскоре стал одним из лучших знатоков Библии своего времени. В декабре 1365 года его назначают ректором богословского колледжа в Кентербери. Тогда же он получает звание доктора богословия и читает лекции по систематическому богословию.
В 1368 году после семилетнего служения он оставляет свой приход в Линкольншире и становится ректором колледжа в Букингемшире, недалеко от Оксфорда. Это позволило ему поддерживать связь с Оксфордским университетом. Через шесть лет после этого назначения он получает королевский приход Люттеруорт в Лейстершире и остается в нем до своей смерти. В это время - в!374 - 1375 годах - Виклиф и появляется на арене тогдашнего христианства как реформатор.
Теперь перед нами встает вопрос: каким же путем этот послушный сын и служитель католической папской церкви пришел к идеям чистого евангельского учения? Были предположения, что евангельские убеждения в сердце этого строгого и праведного католика были зарождены евангельским движением вальденсов. Но история христианства в Англии не дает основания думать, что представители этого движения, зародившего в двенадцатом столетии во Франции, когда-либо появлялись в Англии. Больше оснований предполагать, что евангельские убеждения этого великого предшественника Реформации были почерпнуты им из самого Священного Писания, которое он изучал годами с таким усердием. И развивались эти евангельские убеждения в нем, по-видимому, очень медленно и в первое время совершенно незаметно для его католических собратьев. Мало кто мог из его даже ближайшего окружения предполагать, что в этом преданном католической церкви священнике сокрыт такой опасный в будущем оппонент католицизма. В одной из своих проповедей Виклиф сказал, что изучение Библии показало ему, как далеко ушли католическая церковь и папство от духа апостольского христианства и как жизненно необходима коренная духовная реформация в ней. Все громче начал звучать голос Виклифа о противоречии всей веры и практики католической церкви учению Христа и апостолов.
Для распространения своих евангельских убеждений кафедра для Виклифа стала тесной, и он начал излагать евангельские мысли и понятия в листовках, трактатах и солидных духовных произведениях. Порой, даже помимо его желания, противники евангельских убеждений заставляли его браться за перо и отвечать им на вопросы, возражения и ложные понятия, не имеющие ничего общего с учением Евангелия.
Так началась духовно-литературная деятельность Джона Виклифа, которая продолжалась до самой его смерти. Джон Виклиф оставил человечеству богатейшее духовное наследие, заключенное во многих томах его богословских сочинений.
Орудием для духовной борьбы Виклиф избрал свои знаменитые тезисы. Один из основных его тезисов гласил: "Церковь должна быть бедной, каковой она и была в апостольские дни". Со своими тезисами - этими поистине евангельскими лозунгами - Виклиф начал выступать в Лондоне. Все церкви, в которых он проповедовал, были переполнены знатными и простыми лондонцами. Весь Лондон пришел в движение. Пришли в движение и враги Виклифа. Папа слал проклятия Оксфордскому университету и епископу Англии, что они просмотрели появление столь опасного "еретика" в своей среде. Напуганный проклятиями папы, епископ Лондонский Вильям Кортеней призвал 19 февраля 1377 года Виклифа к себе, чтобы потребовать от него отчета в распространяемом им учении. Друзья Виклифа сопровождали смелого проповедника в Лондон. Громадная толпа народа собралась в церкви, где должны были выслушивать Виклифа. Но еще до начала процесса начался ожесточенный спор между епископом и друзьями Виклифа. Покровитель Виклифа, герцог Ланкастер, заявил, что он сумеет расправиться с духовенством Англии, если оно дерзнет причинить хотя бы малейший вред Джону Виклифу. До процесса не дошло, и собрание разошлось. Виклиф, невредимый, покинул Лондон, сопровождаемый своими друзьями и защитниками.
Но в сердцах большинства английского духовенства кипела ненависть и злоба против великого вестника евангельских истин. Какой только клеветой не обливали враги этого героя евангельской веры!
Тезис Виклифа - "Церковь должна быть бедной, как в дни апостолов" встревожил и духовенство Рима. Папа Григорий XI послал 22 мая 1377 года пять булл, направленных против Виклифа, архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, королю Эдуарду III, канцлеру и Оксфордскому университету. К буллам были приложены 18 тезисов Виклифа, которые объявлялись еретическими и опасными для государства и церкви. Вот эти папские буллы против Виклифа и зажгли, главным образом, пожар реформации в Англии. Поощряемый своими друзьями и покровителями, Виклиф развернул во всю ширь свою реформаторскую деятельность. Он прежде всего направил свои тезисы в английский парламент, а затем в виде листовок распространил их в народе, снабдив их комментариями.
В марте 1378 года Виклифа снова призвали на духовный суд, на сей раз в Ламбетский дворец архиепископа. Еще не закончилось предварительное следствие, как большая толпа народа приступила к освобождению подсудимого. Испуганные епископы ограничились запрещением Виклифу распространять свои тезисы.
Отлученный папой от церкви, Виклиф продолжает распространение своих евангельских убеждений. Чтобы быть понятым народом, он начинает писать вместо латинского на английском языке. В это время он написал свое главное произведение: "Об истинности Священного Писания". Чем шире развертывалась его евангельская деятельность, тем больше он углублялся в страницы Библии, ища в них незыблемого фундамента для своего вероучения. На основании Библии, его тезисы провозглашали: "Церковь - это совокупность всех верующих"; "Глава Церкви - Христос". Истинное богословие для Виклифа - это знание Библии. В богословах он хотел видеть "пророков" своего времени, подобных пророкам Ветхого Завета.
Он говорил и писал, что монашество, на основании Библии, не имеет права на существование и является пристанищем самых пагубных пороков. Его тезисы, направленные против монашества, были настолько действенными, что почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд.
Виклиф, как ревностный исследователь Библии, горел желанием сделать ее всенародной книгой, и с этой целью взялся за перевод ее на английский язык. Это было величайшим делом его жизни. Лично сам он перевел Новый Завет. Его друг Николай Хирфорд сделал перевод Ветхого Завета. Перевод Библии на английский язык был сделан с Вульгаты, то есть с латинской Библии. Таким образом, Библия стала достоянием английского народа. С появлением Библии на английском языке всех последователей Виклифа стали называть в Англии "библейскими людьми".
Виклиф считал проповедь Евангелия своей основной обязанностью. Он произнес великое множество проповедей, был решительным противником церковной иерархии, не находя в Библии ни малейшего основания для нее. Он был сторонником "пресвитерской" системы, то есть считал, что, на основании Евангелия, в каждой церкви должен быть только простой и бедный пастырь - пресвитер, задача которого - проповедовать Евангелие и пасти овец Христовых.
Еще папа Григорий XI дал Виклифу в своих буллах, проклинающих великого предшественника Реформации и его тезисы, кличку "лолларда", что означает "сеятель плевел". И это историческое прозвище "лолларды" оставалось за всеми последователями Виклифа и на дальнейшие времена стало их почетнейшим именем.
Летом 1381 года Виклиф выпускает свои знаменитые 12 тезисов относительно причастия (хлебопреломления), высказывая в них чисто евангельский взгляд на эту заповедь Христа, чем вызывает новую бурю негодования среди английского духовенства. Но Виклиф не дрогнул и перед этой бурей. Все смелее и решительнее несет он свои тезисы в народ и все больше приобретает себе друзей и последователей. Один из современников Виклифа писал - "Каждый второй человек в Англии - лоллард".
Оксфорд был центром лоллардов. Профессора Оксфордского университета были друзьями и единомышленниками Виклифа. Духовенство потребовало, чтобы они отреклись от своих взглядов. Проповедникам Евангелия, "бедным пастырям", которых Виклиф посылал с проповедью, стали запрещать проповедовать. И, наконец, 18 ноября 1382 года сам Виклиф, разбитый перед этим параличом, снова предстал в Оксфорде на суд служителей папы. Король и парламент были на его стороне. Поэтому дело ограничилось только допросом о его убеждениях. Его не отлучили и не лишили права священствовать. Он благополучно вернулся на свое служение в Люттеруорт и отсюда продолжал рассылать свои тезисы и сочинения во все концы Англии.
Двадцать восьмого декабря 1384 года его, во время служения в церкви, постиг второй удар, и 31 декабря великого борца за евангельскую истину не стало. Но и прах его не должен был найти покоя в могиле.
Как известно, движение "лоллардов" в Англии породило движение "гуситов" в Чехии. Ян Гус впитал в себя тезисы Джона Виклифа. Естественно, что на Констанцском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было приказано сжечь книги Виклифа, а останки его вырыть из могилы и предать также сожжению. Лишь через двенадцать лет этот приговор в отношении его останков был приведен в исполнение: они были вырыты из могилы, находившейся во дворе Мариинской церкви в Люттеруорте, сожжены, и пепел был брошен в реку Свист, протекающую через Люттеруорт.
Джон Виклиф принадлежит к числу самых светлых личностей в истории христианства. Его жизнь была настолько чиста, его учение было настолько близко к учению Евангелия, что один из его приверженцев назвал его даже "пятым евангелистом", а Ян Гус так любил его, что выразил однажды пожелание, чтобы его душа могла проводить вечность с душой Джона Виклифа.