Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь.
Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы" (Лесков, "Запечатленный ангел")
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).
Все приведенные иллюстрации относятся к эпохе очень раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречаются крайне редко.
Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил ("С нами Бог") - Христос в младенчестве. "И нарекут ему имя Эммануил..."
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса.
Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.
Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя на Страшном суде. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда).
Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой.
Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных праведных душ в конце времен. Это особенно подчеркнуто в иконе Симона Ушакова (последняя в нижнем ряду). Христос держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, я был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."
На греческой иконе XVII века (первая во втором ряду) рядом с Христом символически представлены четыре Евангелиста, причем Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.
Особый вид Спаса на Престоле - Спас в Силах - нашел распространение в основном в русской иконописи. Христос а окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырехугольник интенсивного красного цвета (символы "славы") и сине-зеленый (черный) овал.
В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое око. ("не мир принес вам, но меч"). Приведены две русские иконы 14 века московской школы (более яркая - из Московского Успенского собора).
Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.
Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он любил и как сильно страдал.
Русская икона (третья) изображает Христа в Претории, тюрьме в Иерусалиме, где Христа так безжалостно дразнили в ночь перед Распятием. Он изображен со связанными руками и ногами в колодках.
Христос является также
центральным образом большинства канонических
композиций (Въезд в Иерусалим, Преображение,
Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста,
Положение во гроб, Воскресение и т.д.), которые
здесь не рассматриваются.