Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский).
Византийский иконографический канон регламентировал:
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.
После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.
Результатом этих исканий стали следующие установки:
В монументальной живописи
господствовала мозаика, позднее, во времена
заката империи, вытесненная фреской.
Техника станковой живописи была такова:
На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси -
сосновую или липовую) или холст ("поволока")
наносили слой белого шлифованного грунта из
гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто
покрываемый золотом. Затем наносили контуры
рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера).
Поверх красочного слоя наносили защитный слой
(закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы -
Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра,
украшали драгоценными камнями.
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой.
Любая передача объема
нежелательна, так как привлекает внимание к
телесной сущности изображаемого в ущерб
сущности духовной. Фигуры становятся
двухмерными. С этой же целью широко применяемая
ранее техника энкаустики, дающая слишком
"осязаемую" поверхность заменяется на сухую
и строгую темперу.
Естественно, плоские фигуры неуместны на
пейзажном или архитектурном фоне, который
подразумевает перспективу и передачу объема. В
идеале пейзаж исчезает и уступает место фону, а
пустое пространство заполняется надписями -
именем святого, словами божественного писания.
Линейная перспектива античности ("прямая"
перспектива) была утрачена. Ее место заняла т.н.
"обратная" перспектива (когда линии
сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а
перед ней, как бы в глазах зрителя).
Теперь художник писал не сам предмет, а как бы
идею предмета. У пятиглавого храма, например, все
пять куполов выстраивались в прямую линию, без
учета того факта, что в реальности две главы были
бы заслонены. У стола должно быть изображено
четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не
видны. Предмет на иконе должен открываться
человеку во всей полноте, таким, каким он
доступен Божественному Оку.
Фон иконы (т.н. "свет")
символизирует ту или иную божественную сущность,
регламентированную трактатом VI века "О
небесной иерархии" (например, золотой -
Божественный свет, белый - чистоту Христа и
сияние его Божественной славы, зеленый - юность и
бодрость, красный - знак императорского сана, а
также цвет багряницы, крови Христа и
мучеников). То же касалось элементов одежды и
их цветов: покрывало богоматери - мафорий -
писали вишневым (иногда - синим или лиловым),
платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ
- гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая.
Поскольку фон был равной интенсивности, даже та
минимальная объемность фигур, которую допускала
новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы
показать наиболее выпуклую точку изображения, ее
высветляли (например, в лице самыми светлыми
красками писали кончик носа, скулы, надбровные
дуги).
Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг композиций, допустимых в иконописи.
Благодаря этой системе условностей возник язык византийской иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли даром - они привели к созданию нового вида искусства.
И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?
Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая "первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений. Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще, без мистики - "первоявленные" иконы - это великие произведения неизвестных средневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой из приведенной иллюстраций - икона "Христос-Пантократор" монастыря Святой Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики. Икона создана в VI веке - задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора в основном пишут именно так.
Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видение иконописца - это трактовка канонического изображения на основе собственного духовного опыта (таланта).
Однако, талант - вещь штучная, а потребность в иконах была велика. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на то способности - от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все изографы обладали, обладают и сегодня духовным зрением (проще говоря, талантом). Вот им-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования чужих произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский, "в канонических формах дышится легко". На них "ломались" лишь "ничтожества и заострялись настоящие дарования". Поэтому канон для мастера не оковы, а скорее рыцарские доспехи.