Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.
Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.
В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать
мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, монастырей св. Луки в Фокиде
(1-я пол. 11 в.), Дафни близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. 14
в.), собора Сан Марко в Венеции (11–15 вв.), а также многочисленные
фрагменты в других местах.