В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность
парящей легкости готического собора, чьи аркбутаны и целые витражные
«стены» столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен
византийских храмов из комбинации кирпича и камня (либо полностью каменных
– там, где было вдоволь строительного камня). На ранних этапах
византийской архитектуры наружные украшения применялись мало, а купола
обычно возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто
устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать
также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы,
вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная
кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры,
группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более
поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве
пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики
и пристроенные приделы.