Колористическое богатство византийских строений и их пластическая
выразительность стали известны в Малой Азии с очень давнего времени, по
смелости же инженерных решений им предшествовали творения римских
архитекторов эпохи империи. Однако византийские строители использовали все
эти элементы главным образом в качестве отправной точки и при дальнейшем
их развитии проявляли бесподобный художественный вкус и чудеса
проницательности. Уже к 6 в. художественная интуиция помогла им сплавить
эти формы в новый архитектурный стиль, обладавший и внутренней цельностью,
и высокой мерой индивидуальности. Двигаясь в этом направлении, уже при
сооружении собора св. Софии в Константинополе византийцы смогли довести до
совершенства конструкцию с преобладанием арочных элементов, подобно тому,
как при сооружении Парфенона древним грекам удалось это проделать со
стоечно-балочной конструкцией.