В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался и культивировался интерес к античности, когда античное наследие активно изучалось и переосмысливалось. Поскольку мировоззрение в целом оставалось христианским и власть церкви была достаточно сильна, эти "ренессансы" были временными и затрагивали, в основном, правящую верхушку общества и образованную столичную элиту. Многое зависело от личности императора, его образованности, терпимости и интереса к античности.
Основатель династии - македонский крестьянин Василий - вряд ли был знатоком искусства. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал его своим соправителем. Тем самым Михаил подписал себе смертный приговор - вскоре он был найден зарезанным в собственной спальне. Василий же укрепился на троне и основал македонскую династию, которая почти два века правила страной. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени (Фотий).
В период правления македонской династии
отмечался расцвет математики, естественных наук
(были составлены энциклопедии по медицине,
агротехнике), военного дела. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы создавали шедевры
литературы и искусства.
Император Константин VII Багрянородный, занимавший
византийский трон с 913 по 959 год, сам занялся титаническим трудом, приводя в
порядок всю сумму знаний своей эпохи. Обладая недюжинным литературным талантом,
он написал ряд медицинских, исторических и сельскохозяйственных трактатов.
Он также собрал воедино и обработал множество жизнеописаний святых.
Он имел собственную мастерскую для создания копий
античных рукописей. До нас дошли удивительные
миниатюры так называемой Парижской Псалтири, видимо, скопированные с
александрийской рукописи IV века, проникнутые
прелестью античности. В эту же эпоху
работал выдающийся историк Лев Диакон.
Столица империи в этот период поражала своей почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она производила неотразимое впечатление на гостей. В обществе усилилась тяга к роскоши и изяществу. Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При украшении произведений прикладного искусства практически всегда использовались античные сюжеты.
Резко увеличилось количество монастырей. Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри, наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества. Центром духовной, мистической жизни Византии, а потом и всего Востока в этот период стал Афон.
Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период "иконоборчества".
Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не имеет ничего общего с иконографическими канонами. Богоматерь здесь гораздо больше напоминает мадонн эпохи возрождения, чем современных ей мадонн византийского письма. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: "Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе". Да, каноны существовали, но истинный талант просто сметал их со своего пути, и отцы церкви склонялись перед его творением.
В ту эпоху ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске в частности) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма "на четырех колонках". В отличии от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны. Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано светом. Пожалуй, ни в одной другой архитектуре зодчим не удавалось добиться такого полного отражения в материи духовного начала. Пример - северная церковь монастыря Липса.
В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира, любовная лирика, куртуазный роман). Завоевали огромную популярность бродячие певцы, мимы и актеры. Усилилась тяга к роскоши и изяществу, процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство орнамента, перегородчатой эмали). Процветаниет меценатство, при дворах знати создаются "ученые кружки". Невежество и неграмотность становятся предметом насмешек.
В живописи, несмотря на сохранение канона, усложнилась техника, усилилась индивидуализация образов, видимо, изменился идеал красоты. Приведенные иллюстрации показывает, каких вершин искусства достигла техника мозаики - лица Христа и Богоматери будто написаны светящимися красками, а не выложены из отдельных кусочков стекла. Они кажутся живыми, будто под кожей течет кровь.
К этому же времени относится работа неизвестного столичного мастера, жемчужина мирового искусства и главная святыня России - Богоматерь Владимирская.
В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты - круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную кладку со светлым камнем.
Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры.
Основная тенденция этой эпохи как в живописи,
так и в архитектуре - изживание монументальности.
Было создано немало оригинальных произведений
как церковной, так и светской архитектуры. В
целом, размеры построек стали значительно
скромнее. Это было вызвано, с одной стороны,
оскудением империи после разграбления ее
крестоносцами (1204-1261 г.г.), с другой стороны,
философией нового ощущения контакта с Богом - не
путем общей молитвы, а через индивидуальное
внутреннее сосредоточение. Новые храмы все более
тяготеют к центрическим постройкам.
Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора или, по-турецки, Кахрие-Джами, что означает "мозаичная мечеть". Мозаика и Фрески монастыря Хора считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи.
Увеличивается число сюжетов иконописи, в
поисках новых тем мастера прибегают к
апокрифическим Евангелиям (т.е. не принятым
официальной церковью). Их больше не
удовлетворяет статичность, предписанная
каноном. Все приобретает отныне движение.
Развеваются складки одежды, святые не принимают
позы, а движутся, хотя фигуры остаются
непропорциональными и никогда не ступают на
полную ступню (чтобы передать их легкость, как бы
нематериальность). Появляется пейзажный и
архитектурный фон, пространство углубляется. На
лицах святых проступают нормальные человеческие
чувства (например, отцовская радость Иоакима, несущего
новорожденную Марию, мозаика монастыря Хора
(Кахрие Джами), 1303 г.). Нередко религиозные сцены
приближаются к чисто жанровым.
Все эти тенденции достигают наивысшего расцвета
в творчестве Феофана
Грека.
Ученые спорят о том, мог бы "палеологовский ренессанс" плавно перейти в настоящее Возрождение, тем более что увлечение античной философией в этот период уже дошло до прямых призывов ликвидировать частную собственность и заменить изжившее себя христианство новой религией (Георгий Плифон). Однако турки-османы не дали Истории времени, чтобы разрешить этот вопрос.