В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники, работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям, уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период иконоборчества в Византии.
В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на пошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный Исавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров (дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он был отважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.
Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние реформы и, в
частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом
он нашел, что почитание реликвий (останков святых
и священных предметов) и икон приняло небывалые размеры, превратившись, по
существу, в суеверие. Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться
молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести, что
подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим
идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и
языческие привычки паствы в целях
собственного обогащения и усиления влияния.
Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал прекрасной
мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгого монотеизма. Для Льва,
очевидно, было чрезвычайно важно опровергнуть обвинения в идолопоклонстве,
возводимые против христиан.
Идейным обоснованием иконоборчества была
библейская заповедь "Не делай себе кумира и
никакого изображения того, что на небе вверху и
что на земле внизу...". Среди идейных
иконоборцев были в основном жители Востока, чьи
традиции вообще не допускали изображения
человека (что было закреплено
мусульманской религией).
Взгляды самого императора были вполне православными, и он
мог бы внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его
борьбе с идолопоклонством не примешивались
иные, чисто политические мотивы. Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против
чрезмерного почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации всей
государственно-церковной системы Византийской империи.
Целью этой борьбы было ограничение прав и
влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие
государственные должности.
В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.
Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели. Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и страна осталась без флота...
Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе, других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме. Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях.
Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос, по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели Церкви повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий III приказал прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не считает себя подданным византийского императора. Это выступление Григория III поддержала вся Италия.
К концу VIII века движение иконоборцев
пошло на убыль. Регентша византийского престола Ирина,
афинянка по происхождению, женщина красивая, властная и коварная, была ревностной
почитательницей икон. Став императрицей,
она созвала VII Вселенский Собор, который открылся в 786 году в Константинополе. На Соборе присутствовали легаты
Римского Папы Адриана I. Однако между сторонниками и противниками иконоборчества произошли
столкновения, Собор был сорван и открылся вновь только через год.
Иконопочитание победило. Собор
постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из
них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с
историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог
- слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам". Иконы были
признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось воздавать
только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе с
тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение.
Идеи иконопочитания были теоретически
обоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу
канонизации
иконописи.
Однако, мытарства иконопочитания еще не
закончились. Политическая ситуация быстро
менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа Гарун-аль-Рашида процветали, а Византия
продолжала слабеть. В 802 году Ирина была свергнута и отправлена в ссылку.
В 815 году патриарх Феодот вновь торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов.
Вновь началась жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли,
монахов ссылали или казнили.
Все закончилось только к 843 году, когда патриарх Мефодий собрал новый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об иконопочитании. 11 марта 843 года Церковь впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событие ежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит название "недели Торжества Православия".
Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что императоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.