Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.
В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Гигантская купольная система собора стала
шедевром архитектурной мысли своего времени.
Основную нагрузку несут многочисленные арки и
своды, немассивные, но хитросплетенные. В
направлении восток-запад распор гасится
следующим образом - к центральному куполу с двух
сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в
свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора
растекается, дробится до тех пор, пока ее не
принимают на себя специальные колонные пилоны.
Окна в основании купола, поставленные очень
близко друг к другу, зрительно отрезают его от
нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что
его огромный купол не имеет реальной опоры, он
как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем,
как бы парящей в воздухе полусферы купола
писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал:
"Совершенно непонятным образом держится в
воздухе это воздушное строение, как будто не на
прочной основе, а на золотом канате свисает с
неба. ...Всякий сразу понимает, что не
человеческим могуществом или искусством, но
Божьим соизволением завершено такое дело."
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".
Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София,
окруженная четырьмя минаретами. Турки построили
на территории бывшей Византийской империи много
мечетей, созданных по образу и подобию великого и
непревзойденного храма Святой Софии.