Автор: Эрмий Созомен Саламинский Название: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского Издательство: С-Пб: Типография Фишера Год издания: 1851 Число страниц: 670 Язык: Русский
Краткие сведения об Эмие Созомене и его церковной истории
3
Книга первая
14
Глава 1. Предисловие к книге, в котором историк рассуждает об иудейском народе; воспоминает о тех, которые до сего времени предпринимали подобный труд, и говорит, как и из чего извлек он свою историю, каким образом будет заботиться об истине, и что еще войдет в содержание его истории.
14
Глава 2. Кто были епископами больших городов в царствование Константина Великого, и как при Ликиние восток до самой Ливии христианствовал осторожно, а запад при Константине исповедовал Христианство свободно,
21
Глава 3. О том, что Константин привлечен к Христианству видением креста и явлением Христовым, и что он наставлен был в благочестии нашими.
22
Глава 4. О том, что знамение креста повелел он носить при войске; также дивное сказание о носителях этого крестного знамения.
24
Глава 5. Возражение против нет, которые говорят, что Константин принял Христианство в следствие умерщвления сына его Криспа.
26
Глава 6. О том, что и отец Константина допускал распространяться имени Христову; а Константин Великий сделал то, что оно проникло всюду.
28
Глава 7. О раздоре между Константином и зятем его Ликинием из-за Христиан, и о том, как Ликиний, разбитый наголову, погиб.
30
Глава 8. Исчисление добрых дел, которые совершил Константин, дав Христианам свободу, построив им храмы и исполнив другие общественные предприятия.
31
Глава 9. О том, что Константин издал закон касательно девственников и клириков.
37
Глава 10. О великих исповедниках, какие еще остаются в живых.
39
Глава 11. Повествование о святом Спиридоне, о его смиренномудрии и твердости.
40
Глава 12. Об образе монашеской жизни: откуда он получил начало и кто были его учредителями?
44
Глава 13. Об Антоние Великом и святом Павле Простом.
47
Глава 14. О святом Аммоне и Евтихиане, что на Олимпе.
52
Глава 15. О ереси Ария, откуда она получила начало и кого увлекла; также о возгоревшемся из-за нее между епископами раздоре.
56
Глава 16. О том, что, когда до слуха Константина дошло известие о споре епископов и беспорядочном праздновании Пасхи, он сильно разгневался и послал из Испании в Александрию кордовского епископа Осию с повелением разрешить спор епископов и покончить дело о Пасхе.
60
Глава 17. О созванном в Никее Соборе по поводу Ария.
62
Глава 18. О двух философах, привлеченных к вере простотою беседовавших с ними старцев.
65
Глава 19. О том, что, когда составился Собор, к нему царь говорил речь.
67
Глава 20. О том, что, выслушав обе стороны, царь осудил приверженцев Ария и приговорил их к ссылке.
69
Глава 21. О том, что постановил созванный против Ария Собор, как осудил он Ариевых приверженцев и сжег Ариевы сочинения; также об архиереях, не хотевших согласиться с Собором, и об установлении Пасхи.
70
Глава 22. О том, что на первый Собор царь призывал и новацианского епископа Акесия.
72
Глава 23. О постановленных Собором правилах, и о том, что исповедник Пафнутий помешал Собору постановить правило, что все, имеющие принять сан священства, должны вести жизнь девственную.
73
Глава 24. О деле Мелетия, как хорошо святой Собор рассмотрел его.
74
Глава 25. О том, что царь, призвав Собор в Константинополь и почтив его дарами, дал ему общественный обед, увещевал всех сохранять единомыслие и определения святого Собора послал в Александрию и разослал повсюду.
75
Книга вторая
77
Глава 1. О обретении животворящего креста и священных гвоздей.
77
Глава 2. О матери царя Елене, как она, быв в Иерусалиме, строила храмы и совершала другие богоугодные дела; также о ее кончине.
81
Глава 3. О храмах, построенных Великим Константином; о городе, названном по его имени, как он построен, и о находящихся при его зданиях; также о храме Архистратига Михаила в Сосфении и о бывших там чудесах.
82
Глава 4. О том, что сделал Великий Константин при дубе мамврийском, и как построил (на том месте) храм.
87
Глава 5. О том, как он разрушил идольские капища и тем подданных еще более расположил к Христианству.
90
Глава 6. О том, по какому случаю при Константине Христианство распространилось по всей вселенной.
93
Глава 7. О том, как христианскую веру приняли Иберийцы.
94
Глава 8. О том, как приняли Христианство Армяне и Персы.
99
Глава 9. О персидском царе Сапоре, как он восставал против Христиан; о персидском епископе Симеоне, и об евнухе Усфазаде, как он совершил подвиг мученичества.
100
Глава 10. О Христианах, умерщвляемых в Персии Сапором.
104
Глава 11. О начальнике Сапоровых художников Пузике.
106
Глава 12. О сестре Симеона, Тарвуле, и ее мученичестве.
107
Глава 13. О мученичестве святого Акепсимы и бывших с ним.
109
Глава 14. О мученичестве епископа Милла, о его образе жизни, и о том что Сапор замучил в Персии до шестидесяти тысяч человек известных, кроме тех, которые неизвестны.
111
Глава 15. О том, как Константин писал Сапору о прекращении гонения на Христиан.
112
Глава 16. О том, как последователи Ария, Евсевий и Феогнис, дали письменное уверение в своем согласии с Собором никейским и получили обратно свои престолы.
114
Глава 17. О том, что, по смерти Александра александрийского, согласно с его избранием, на епископский престол восходит Афанасий. Рассказ о его детстве, и о том, как он самоучкою совершал священнические действия и был любим Великим Антонием.
116
Глава 18. О том, что Афанасия сделали славным ариане и мелетиане, также о Евсевие, как он побуждал Афанасия принять Ария, и о слове «единосущный» как о нем больше всех спорили Евсевий Памфилов и Евстафий антиохийский.
119
Глава 19. Об Антиохийском Соборе и о том, как несправедливо низложен был Евстафий, а Евфроний занял его престол, и что Великий Константин писал Собору и Евсевию Памфилову, когда последний отказался от антиохийского престола.
121
Глава 20. О Максиме, преемнике Макария на Иерусалимском престоле
123
Глава 21. О мелетианах и арианах, как они взаимно соединились, также о Евсевие и Феогнисе, как они опять стали распространять арианскую ересь.
124
Глава 22. О том, какие козни против святого Афанасия безуспешно строили ариане и мелетиане.
127
Глава 23. О клевете на святого Афанасия из-за руки Арсения.
120
Глава 24. О том, что в то время чрез пленников, Фрументия и Эдессия, приняли христианство и народы внутренней Индии.
132
Глава 25. О тирском Соборе и незаконном низложении святого Афанасия.
136
Глава 26. Об иерусалимском храме, который построен Константином Великим на Голгофе, и об освяще-нии его.
142
Глава 27. О пресвитере, который убедил Константина вызвать из ссылка Ария и Евзоя, так же об изложении благочестивой будто бы Ариевой веры и о том, как Собор, приехав в Иерусалим, снова принял Ария.
143
Глава 28. Послание царя Константина в тирскому Собору, и ссылка святого Афанасия по козням ариан.
147
Глава 29. О константинопольском епископе Александре, как он отказался принять в общение Ария, и как Арий расторгся, когда чрево его требовало извержения.
150
Глава 30. О том, что пишет Великий Афанасий о расторжении Ария.
152
Глава 31. О том, что по смерти Ария случилось в Александрии, и что Великий Константин написал тамошним жителям.
154
Глава 32. О том, что Константин, для уничтожения всех ересей, издал закон, запрещавший собираться где-либо, кроме кафолической Церкви, отчего весьма многие ереси исчезли, а ариане, приверженцы Евсевия никомидийского, старались между тем коварно изгладить слово: единосущный.
156
Глава 33. О Маркелле анкирском, его ереси и низложении
158
Глава 34. О кончине Константина Великого и о том, как он пред смертью принял крещение и погребен в храме святых Апостолов.
160
Книга третья
163
Глава 1. О том, что, по смерти Константина Великого, сообщники Евсевия и Феогниса опять стали искажать никейскую веру.
163
Глава 2. О возвращении Афанасия Великого из Рима, о письме кесаря Константина, сына Константина Великого, и о новых кознях ариан против Афанасия; также об Акакие беррийском и о войне между Константом и Константином.
164
Глава 3. О Павле константинопольском и Македоние духоборце.
167
Глава 4. О возмущении, происшедшем по случаю рукоположения Павла.
168
Глава 5. О частном антиохийском Соборе, который низложил Афанасия, и на его место возвел Григория; также о двух изложениях веры и о тех, которые с этими изложениями соглашались.
169
Глава 6. О Евсевие эмесском, и о том, что Григорий занял Александрию, а Афанасий спасся бегством в Рим.
173
Глава 7. Об архиереях в Риме и Константинополе и о том, что после Евсевия опять возведен был Павел; также об умерщвлении военачальника Ермогена и о том, что, прибыв из Антиохии, Констанций снова низложил Павла и разгневался на город, и что, оставив Македония в нерешительном состоянии, он опять удалился в Антиохию.
176
Глава 8. О прибывших в Рим восточных архиереях, и о том что писал о них Юлий римский; также, как, по грамоте Юлия, Павел и Афанасий опять получили свои престолы, и что писали Юлию восточные архиереи.
178
Глава 9. О том, как были изгнаны Павел и Афанасий, а Македоний введен в константинопольскую Церковь.
181
Глава 10. О том, что писал об Афанасие римский епископ епископам восточным; также об отправлении епископов в Рим для исследования вместе с римским епископом тех обвинений, которые сделаны епископами восточными, и об отослании их кесарем Константом.
183
Глава 11. О пространном изложении веры, о событиях на сардикском Соборе и о том, как восточные низложили Юлия, епископа римского, и Осию испанского за общение их с Афанасием и прочими.
184
Глава 12. О том, что епископы, заседавшие вместе с Юлием и Осиею, низложили восточных архиереев и составили также символ веры.
187
Глава 13. О том, что после Собора восток и запад разделились: запад твердо держался веры никейской, а на востоке, по причине словопрений о вере, в некоторых предметах происходили разногласия.
189
Глава 14. О процветавших тогда в Египте святых мужах: Антоние, двух Макариях, Ираклие, Кроние, Пафнутие, Путувасте, Арсисие, Серапионе, Питирионе, Пахомие, Аполлоние, Ануфе, Иларионе и других весьма многих святых.
191
Глава 15. О слепце Дидиме и еретике Аэцие
203
Глава 16. О святом Ефреме.
206
Глава 17. О тогдашних событиях, как содействием царей и епископов возрастала христианская вера.
211
Глава 18. О вере сыновей Константина; о различии между словами: единосущный и подобносущий (?????????? ??? ???????????), и о том, каким образом Констанций отступил от православной веры.
213
Глава 19. Еще о слове: единосущный, и об ариминском Соборе, как, почему и для чего был он составлен.
214
Глава 20. О том, что, по грамоте Констанция, Афанасий опять возвращается и получает свою кафедру; так же об архиереях антиохийских и о том, чего требовал Констанций от Афанасия; а наконец о славословии Бога в гимнах.
216
Глава 21. О том, что писал Констанций египтянам об Афанасие; также о Соборе иерусалимском.
219
Глава 22. Послание иерусалимского Собора об Афанасие.
220
Глава 23. Признание единомышленников Ариевых Валента и Урсакия пред римским епископом, что они ложно обносили Афанасия.
222
Глава 24. Примирительное послание тех же епископов к Афанасию Великому, и о том, как прочие вос-точные епископы получили обратно свои престолы, и что вместо низложенного Македония снова занял свой престол Павел.
223
Книга четвертая
224
Глава 1. Об умерщвлении кесаря Константа и о событиях в Риме.
225
Глава 2. О том, как Констанций опять изгнал Афанасия и сослал в ссылку исповедников единосущия; также о смерти Павла константинопольского и о том, что Македоний снова занял его престол и наделал много зла.
226
Глава 3. О мученичестве святых нотариев.
227
Глава 4. О военном походе Констанция в Сирмию; также о Ветранионе и Магненцие, и о том, что Констанций, провозгласив Галла кесарем, послал его на восток.
228
Глава 5. О том, что при Кирилле, управлявшем иерусалимскою паствою после Максима, опять являлся на небе в течение многих дней величайший образ креста, превосходивший светом солнце.
229
Глава 6. О Фотине сирмийском, его ереси, и бывшем против него Соборе в Сирмии; также о трех изложениях веры, и о том, что после низложения, приглашенный (подписать символ), Фотин отказался и был обличен в пустословии Василием анкирским.
230
Глава 7. О смерти Магненция и изменника Сильвана, также о возмущении иудеев в Палестине и о том, что подозреваемый в преступных замыслах кесарь Галл был умерщвлен.
234
Глава 8. О прибытии Констанция в Рим, о Соборе италийском и о том, что случилось с Афанасием по наветам ариан.
235
Глава 9. О Соборе медиоланском и о бегстве Афанасия.
267
Глава 10. О том, что различным образом преследуемый арианами, Афанасий, как муж святой, по вну-шению свыше, избегал многих опасностей, также о бедствиях, какие, по удалении Афанасия, египтяне претерпели от Георгия.
240
Глава 11. О римском епископе Ливерии, за что был он сослан Констанцием, и о преемнике его Феликсе.
243
Глава 12. О сириянене Аэцие и антиохийском епископе Евдоксие после Леонтия, также о слове: еди-носущный.
246
Глава 13. О том, что нововводителю Евдоксию Георгий лаодикийский отправил послание, в котором укорял его; также об анкирском посольстве к Констанцию.
248
Глава 14. Послание царя Констанция об изгнании Евдоксия и его приверженцев.
250
Глава 15. О том, что Констанций, по прибытии в Сирмию, опять вызвал Ливерия и возвратил его Риму, приказав вместе с ним священноначальствовать и Феликсу.
253
Глава 16. О том, что, по поводу ереси Аэция и событий в Антиохии, царь повелел быть Собору в Ни-комидии: но так как Никомидия в то время потерпела землетрясение и встретилось много других препятствий; то Собор составился сначала в Никее, а потом в Аримине и Селевкии. Также об исповеднике Арзакие.
255
Глава 17. О том, что сделано на Соборе ариминском.
261
Глава 18. Послание ариминского Собора к царю Констанцию.
265
Глава 19. О послах Собора, о послании царя, и о том, как епископы впоследствии согласились с прине-сенным прежде исповеданием Урзакия и Валента; также о ссылке архиереев, о Соборе в Нике, и о том, по какой причине был задержан отпуск Собора ариминского.
269
Глава 20. О событиях в недре Церквей восточных и о том, что Марафоний, Элевсий кизикский и Македоний изгоняли исповедников единосущия; также о перенесении новацианской церкви и о том, что новациане имели общение с православными.
273
Глава 21. О том, что сделал Македоний в Мантинеи, как он был низведен с престола за перенесение гробницы Константина Великого, и как Юлиан провозглашен Кесарем.
275
Глава 22. О Соборе селевкийском.
277
Глава 23. Об Акакие и Аэцие, и о том, как царь склонил посольства обоих — ариминского и селевкийского — Соборов мыслить одинаково.
284
Глава 24. О том, что акакиане подтвердили определения ариминского Собора; также список низложенных епископов, и о том, за какие вины они низложены.
287
Глава 25. О причине низложения иерусалимского епископа Кирилла; о разногласии тогдашних епископов между собою, и о том, что Мелетий, рукоположенный арианами, сделался предстоятелем Севастии вместо Евстафия.
292
Глава 26. О смерти Македония константинопольского; о том, что в своем поучении сказал Евдоксий, как Евдоксий и Акакий старались уничтожить исповедание никейское и ариминское, и какое от того произошло в Церквах смятение.
294
Глава 27. О том, что низложенный с кафедры Македоний богохульствовал на Святого Духа, и что Марафоний вместе с другими распространял его ересь.
295
Глава 28. О том, как ариане, почитая святого Мелетия своим единомышленником, перевели его из Севастии в Антиохию; когда же он дерзновенно исповедал православие, то были постыждены, и низложив его, на ту кафедру возвели Евзоя; а Мелетий начал делать частные собрания, потому что исповедники единосущия чуждались его, как рукоположенного арианами.
297
Глава 29. О том, что акакиане и теперь не остались спокойными, но старались изгнать единосущие и восстановить ересь арианскую.
300
Глава 30. О Георгие александрийском и епископах иерусалимских, как после Кирилла сменились три епископа, за которыми на кафедру иерусалимскую вступил опять Кирилл.
301
Книга пятая
303
Глава 1. Об отпадении отступника Юлиана от веры и о кончине царя Констанция.
303
Глава 2. О жизни, обычаях, правилах и восшествии на престол Юлиана.
306
Глава 3. О том, что Юлиан, возведенный на царство, стал ощутительно колебать христианство и коварно вводить язычество.
313
Глава 4. О том, какое зло сделал Юлиан кесарийцам, и о мужестве халкидонского епископа Мариса.
316
Глава 5. О том, что христианами, заключенным в темницы, Юлиан дал свободу, чтобы Церковь тем более волновалась, и о бедствиях, придуманных им для христиан.
319
Глава 6. О том, что Афанасий тогда , целые семь лет скрывавшийся у одной мудрой и прекрасной девы, наконец явился и прибыл в Александрию.
322
Глава 7. Об убиении александрийского епископа Георгия, о триумфе ради событий в храме Митры и о том, что по этому случаю писал Юлиан.
324
Глава 8. О сосудохранителе антиохийской Церкви, Феодоре, и о том, что Юлиан, дядя отступника, за сосуды съеден был червями.
326
Глава 9. О мученичестве святых: Евсевия, Нестава и Зенона из города Газы.
327
Глава 10. О святом Иларионе, об умерщвленных свиньями илиопольских девах и об удивительном мученичестве аретузского епископа Марка.
331
Глава 11. О мучениках тогдашнего времени: Македоние, Феодуле, Грациане, Бузирисе, Василие и Ев-психие.
335
Глава 12. О западных епископах Люцифере и Евсевие, и о том, что Евсевий, Афанасий Великий и прочие епископы составили в Александрии Собор, на котором подтвердили веру Собора никейского, определили единосущие Отца, Сына и Святого Духа и сделали постановление касательно существа и ипостаси.
338
Глава 13. Об антиохийских архиереях — Павлине и Мелетие, о взаимной вражде Евсевия и Люцифера, и о том, что Евсевий и Иларий утвердили никейскую веру.
340
Глава 14. О том, как произошло несогласие между македонианами и Акакиевыми арианами, и что го-ворили они в свое оправдание.
342
Глава 15. О новом изгнании Афанасия, также об Элевсие кизикском, Тите епископе бострийском, и упоминание о предках писателя.
343
Глава 16. О старании Юлиана восстановить язычество и уничтожить нашу веру; также письмо посланное им к одному языческому жрецу.
347
Глава 17. О том, что Юлиан, не желая казаться тираном, преследовал христиан коварно; также об отменении крестного знамения и о принуждении войск приносить жертвы.
351
Глава 18. О том, что Юлиан запретил христианам пользоваться правом голоса на народных сходках, занимать места в судах и воспитываться в эллинских школах; также о Василие Великом, Григорие Богослове и Аполлинарие, которые, перевели священное Писание на эллинский язык, особенно же Аполлинарий и Григорий Назианзен, из коих первый писал очень ораторски, и последний героическими стихами.
355
Глава 19. О книге Юлиана, под заглавием: ????????? (ненавистник бороды), и об антиохийской Дафне; описание ее. Также о перенесении останков священномученника Вавилы.
357
Глава 20. О том, что за это перенесение царь причинил зло многим христианам; также о святом Феодоре исповеднике и о том, что спадший с неба огонь сожег храм Аполлона в Дафне.
362
Глава 21. Об изображении Христа в Панеаде, которое Юлиан низверг и разрушил и на место которого поставил изображение самого себя; о том, что это последнее поражено и истреблено молниею, также об эммаусском источнике, где Христос умывал ноги, о дереве Персисе, которое в Египте поклонилось Христу и о производимых чрез него чудесах.
364
Глава 22. О том, что, негодуя на христиан, царь позволил иудеям воссоздать храм в Иерусалиме; но когда они принялись за это со всею ревностью, исторгшийся из земли огонь погубил многих из них. Также о явившихся тогда на платье работников знаках креста.
367
Книга шестая
371
Глава 1. О вооружении Юлиана против персов; о том, что он был разбит и бедственно испустил дух, и о том, что пишет Ливаний относительно его убийцы.
371
Глава 2. О том, что Юлиан умер, как жертва Божией мести, о видениях, предвещавших некоторым мужам его смерть, об ответе сына тектонова, о том, что Юлиан бросил Христу свою кровь и об общественных бедствиях, которые чрез него постигли римлян.
376
Глава 3. О царствовании Иовиана и о том, что сделал он, вступив на престол.
380
Глава 4. О новом беспокойствии в Церквах, об антиохийском Соборе, на котором утверждена вера Никейская, и о том, что этот Собор писал царю Иовиану.
381
Глава 5. Об Афанасие Великом, как отлично любим он был царем и управлял Церквами египетскими, и о видении Антония Великого.
384
Глава 6. Смерть Иовиана. О жизни и мужественном благочестии Валентиниана и о том, как он воз-веден был на престол и в соправители себе избрал брата своего Валента; также о различии между ними.
386
Глава 7. О новом волнении в Церквах, о Соборе лампсакском и о том, что Евдоксиевы ариане одержали верх, а православные, в числе которых и антиохийский епископ Мелетий, изгнаны из Церквей.
389
Глава 8. Об отложении Прокопия победственной его смерти, также об Элевсие кизикском и Евномие еретике, как он сделался преемником Элевсия.
392
Глава 9. О тогдашних бедствиях лиц, державшихся никейской веры и о предстоятеле новациан, Агелии.
394
Глава 10. О Валентиниане Младшем и Грациане, о гонении со стороны Валента и о том, что исповедники единосущия, быв преследуемы арианами и македонианами 1, отправили по-сольство в Рим.
395
Глава 11. Исповедание македониан — Евстафия Сильвана и Феофила, представленное римскому епископу Ливерию.
397
Глава 12.О Соборах сицилийских и тианском, и о Соборе, которого ожидали в Киликии, но который отменен Валентом. Равным образом о тогдашнем гонении и о том, что Афанасий Великий опять ушел и скрылся, а потом снова вызван был письмами Валента и управлял египетскими Церквами.
399
Глава 13. О том, что после Евдоксия епископом в Константинополь поставлен был арианин Демофил, между тем как православные избрали Евагрия, и о происшедшем из того гонении.
403
Глава 14. О восьмидесяти православных пресвитерах, которые, по повелению Валента в Никомидии, сожжены среди моря вместе с кораблем.
404
Глава 15. О несогласии между Евсевием кесарийским и Василием Великим, и о том, что отсюда ариане получили смелость нападать на кесарийскую Церковь, которая отвергала их.
405
Глава 16. О том, что после Евсевия каппадокийского Церковью управлял Василий, и о дерзновении его пред Валентом.
407
Глава 17. О сотовариществе Василия и Григория Богослова и о том, что, достигши высокой мудрости, они сделались защитниками никейского учения.
409
Глава 18. О гонении, бывшем в Антиохии при Оронте; об эдесском храме апостола Фомы, о тамошнем собрании и об исповедовании Эдесском.
411
Глава 19. Смерть Афанасия Великого и восшествие на епископскую кафедру арианина Лукия. О постигших египетские Церкви бедствиях и о том, что преемник Афанасия Истр ушел и жил в Риме.
413
Глава 20. О гонении на египетских монахов и учеников св. Антония, и о том, что за православие они сосланы были на один остров и совершали там чудеса.
414
Глава 21. Исчисление мест, в которых господствовало никейское учение; также о вере скифов и вожде этого народа, Ветранионе.
417
Глава 22. О том, что в то же время, усилено было начатое еще прежде исследование, должно ли и Свя-того Духа признавать единосущным Отцу и Сыну.
419
Глава 23. О кончине Ливерия римского и преемников его, Дамаса и Сирикия, и о том, что на западе кроме медиоланян и архиерея их Авксентия, все держались православия; также о бывшем в Риме Соборе, который низложил Авксентия, и о его постановлении.
420
Глава 24. О святом Амвросие, как он возведен был на епископство и расположил мирян к благочестию; также о фригийских новацианах и о Пасхе.
424
Глава 25. Об Аполлинариях, отце и сыне, о пресвитере Виталии, и о том, по какому побуждению укло-нились они в ереси.
427
Глава 26. Об Евномие и учителе его Аэцие,— о том, что к ним относится и чему они учили,— также о том, что они первые придумали при крещении делать одно погружение.
431
Глава 27. О том, что в послании к Нектарию пишет Григорий Богослов об Аполлинарие и Евномие, и о том, что ереси их угашены любомудрием живших тогда монахов; ибо ересями этих двух человек заражен был почти весь восток.
434
Глава 28. О процветавших тогда в Египте святых мужах: Иовиане, Оре, Аммоне, Вине, Феоне, Коприе, Эллие, Аппелесе, Исидоре, Серапионе, Диоскоре и Евлогие.
437
Глава 29. О фиваидских монахах — Аполлосе, Дорофее, Пиаммоне, Иоанне, Марке, Макарие, Аполлодоре, Моисее, Павле фермийском, Пахоне, Стефане и Ниоре.
440
Глава 30. О скитских монахах: Оригене, Дидиме, Кронионе, Орсисие, Путувастие, Аренсионе, Аммоне, Евсевие, и братьях Диоскора, называемых Длинными, также о философе Евагрие.
448
Глава 31. О нитрийских и так называемых келлийских монастырях; также о жительстве Ринокуруров, о Мелане, Дионисие и Солоне.
451
Глава 32. О монахах палестинских — Исихе и Епифание, который впоследствии был кипрским епископом, также об Аммоние и Сильване.
453
Глава 33. О сирских монахах,— Ватфее, Евсевие, Варгие, Але, Авосе, Лазире, Авдалеосе, Зиноне, Илиодоре, Евсевие карском, Протогене и Аоне.
455
Глава 34. Об эдесских монахах — Юлиане, Ефреме сирском, Варсие, Евлогие; также о монахах келесирийских, галатийских, каппадокийских и других, и о причине долголетия прежних свя-тых.
457
Глава 35. О деревянном треножнике и о преемстве царя, дознаваемом посредством складывания букв; также об убийстве философов и об астрономии.
459
Глава 36. О вооружении против сарматов и о смерти Валентиниана в Галлии. Провозглашение Валентиниана Младшего. О гонении на иереев и о речи философа Фемистия, действием которой Валент сделался человеколюбивее к несогласовавшимся с собою христианам.
462
Глава 37. О варварах за Истром, что изгнанные гуннами, они пришли к римлянам и сделались хри-стианами; также об Ульфиле и Афанарихе, что случилось с ними, и о том, откуда они заимствовали арианство.
463
Глава 38. О сарацинской царице Мавии и о том, что, при разрыве союза сарацин с римлянами, мир между ними восстановлен рукоположенным для сарацинских христиан епископом Моисеем. Также об измаильтянах, сарацинах и их божествах, и о том, что у них введено христианство патриархом их Зокомом.
468
Глава 39. О том, что, по удалении Лукия, Петр возвратился из Рима и стал управлять египетскими церквами; также о походе Валента на запад против скифов.
472
Глава 40. О святом монахе Исаакие, предсказавшем смерть Валента и о том, что Валент, убегая с поля битвы, спрятался в солому и там сгорел.
473
Книга седьмая
475
Глава 1. О том, что римлянам, теснимым от варваров, подана помощь Мавиею, что к одержанию победы содействовали некоторые из народа и что Грациан повелел веровать, как кто хочет.
475
Глава 2. О том, что Грациан в соправители себе избрал Феодосия, родом испанца, и что востоком, за исключением Иерусалима, владели ариане; также о Соборе антиохийском, и о состоянии тогдашнего предстоятельства в Церквах.
476
Глава 3. О делах святого Мелетия и Павлина, епископов антиохийских, и о клятве, данной относительно епископского престола.
478
Глава 4. О царствовании Феодосия Великого, и о том, как он от Асхолия, епископа солунского, принял святое крещение, и что писал к тем, которые веруют не по определению Собора никейского.
479
Глава 5. О Григорие Богослове и о том, что Феодосий отдал ему церкви, изгнав Демофила и тех, ко-торые признавали Сына не единосущным Отцу.
481
Глава 6. Об арианах и Евномие, который тогда был в силе, также о дерзновении пред царем святого Амфилохия.
482
Глава 7. О втором святом вселенском Соборе, отчего и по какой причине он был созван, и об отречении Григория Богослова.
484
Глава 8. Об избрании Нектария на константинопольский престол, и о том, откуда он и какого был нрава.
487
Глава 9. О том, что определил второй вселенский Собор, и о киническом философе — Максиме.
489
Глава 10. О Мартирие Киликийце, и о перенесении мощей Павла исповедника и Мелетия антиохийского.
491
Глава 11. О рукоположении антиохийского епископа Флавиана и о том, что тогда случилось из-за клятвы.
492
Глава 12. О том, что Феодосий хотел согласить все ереси, о новацианских епископах Агелие и Сисиние и об их совете, также о том, что, когда составился новый собор, царь принял только тех, которые исповедовали единосущие, а думавших иначе изгнал из церквей.
493
Глава 13. О Максиме тиране и о том, что происходило между царицею Юстиною и святым Амвросием, также о коварном убиении царя Грациана и о том, что Валентиниан с матерью убежал в Фессалонику к Феодосию.
497
Глава 14. О рождении Гонория и о том, как Феодосий, оставив в Константинополе Аркадия, отправился в Италию; также о преемстве новацианских и других патриархов, о дерзости ариан, и о том, что Феодосий, умертвив тирана, совершил в Риме великолепное торжество.
499
Глава 15. Об антиохийских епископах, Флавиане и Евагрие, и о том, что происходило в Александрии при разрушении храма Дионисова; также о храме Сераписа и о других разрушенных идольских капищах.
501
Глава 16. О том, как и по какой причине отменен был в Церкви пресвитер-духовник, и повествование об образе покаяния.
506
Глава 17. О том, что Феодосий великий сослал Евномия в ссылку, о преемнике его Феофроние, об Евтихие и Дорофее и их ересях; также о псафирианах и о том, что арианская ересь разделилась на разные толки, а константинопольские ариане теснее соединились между собою.
508
Глава 18. О том, что новациане образовали новую ересь савватиан, и о Соборе, бывшем в Сангаре; так-же пространное повествование о празднике Пасхи.
513
Глава 19. Достойное истории перечисление обычаев у различных народов и Церквей.
517
Глава 20. Об успехах нашего вероучения, и об окончательном разрушении идольских капищ, также о бывшем в то время возвышении воды в реке Ниле.
520
Глава 21. О обретении честной главы Предтечи, и о том, что по этому случаю происходило.
522
Глава 22. Об удавлении царя Валентиниана Младшего в Риме и о тирании Евгения, также о пророчестве фиваидского монаха Иоанна.
524
Глава 23. О взимании податей, о ниспровержении в Антиохии царских статуй и о посольстве архиерея Флавиана.
527
Глава 24. О победе царя Феодосия над Евгением.
528
Глава 25. О дерзновении святого Амвросия пред царем Феодосием и об избиении жителей фессалоник-ских: также повествование о других подвигах этого святого мужа.
530
Глава 26. О святом Донате, епископе еврийском, и Феотиме, архиерее скифском.
532
Глава 27. О святом Епифание, епископе кипрском, и краткое повествование о делах его.
536
Глава 28. Об Акакие, епископе берийском, также о Зеноне и Аяксе, мужах знаменитых и прославившихся добродетелью.
539
Глава 29. О обретении мощей пророков Аввакума и Михея, и о кончине царя Феодосия Великого.
541
Книга восьмая
543
Глава 1. О преемниках Феодосия Великого и о том, как убит префект Руфин, также об архиереях великих городов, о разногласии еретиков и о новацианском епископе Сисиние.
543
Глава 2. О правилах, образе жизни, обращении, мудрости и вступлении на кафедру Великого Иоанна Златоустого, и о том, что противником ему становится Феофил александрийский.
546
Глава 3. О том, что, вступив на епископство, Иоанн ревностно взялся за дела и везде исправлял Церкви, касательно же греха Флавианова отправил посольство в Рим.
551
Глава 4. О варваре готфе Гайне и о причиненном от него зле.
552
Глава 5. О том, как Иоанн своими поучениями привлекал народ, и о жене македонианской, ради которой хлеб превратился в камень.
557
Глава 6. О действиях Иоанна в Азии и Фригии, также о Гераклиде ефесском и Геронте никомидийском.
559
Глава 7. О главном евнухе Евтропие, об изданном им законе и о том, что извлеченный из церкви, он был убит, также о ропоте на Иоанна.
561
Глава 8. Об антифонных песнях Иоанна против ариан и о том, что от его учения православие еще более усиливалось, а богатеющие должны были скорбеть.
563
Глава 9. Об архидиаконе Серапионе, о святой Олимпиаде и о том, что некоторые оскорбляли Иоанна поносными речами, называя его жестоким и гневливым.
564
Глава 10. О Севериане гавальском, Антиохе птолемаидском и о том, что произошло между Серапионом и Северианом, и как происшедшая между ними ссора прекращена была царицею.
566
Глава 11. О возникшем у египтян вопросе: человекообразно ли Божество; также о Феофиле александирйском и о книгах Оригена.
568
Глава 12. О четырех братьях подвижниках, прозванных Длинными, и о вражде Феофила с ними.
569
Глава 13. О том, что те же Длинные, соревнуя Иоанну, приходят к нему, и что раздраженный этим Феофил вооружается против Иоанна.
572
Глава 14. О злобе Феофила, и об Епифание, как он, прибыв в Константинополь, старался возмутить народ против Иоанна.
574
Глава 15. О сыне царицы и Епифание, о том, что Длинные ходили объясняться с Епифанием, и что он тотчас же отплыл в Кипр; также о Епифании и Иоанне.
577
Глава 16. О несогласии между царицею и Иоанном, о прибытии Феофила из Египта и о халкидонском епископе Кирине.
579
Глава 17. О Соборе, который составлен был Феофилом в Руфинианах, об обвинениях против Иоанна, о том, что призываемый собором и не явившийся, Иоанн низложен им.
580
Глава 18. О том, что народ, возмутившись против Феофила и его Собора, стал порицать Державных и что возвращенный поэтому Иоанн снова вступил на епископскую кафедру.
583
Глава 19. Об упорстве Феофила и вражде между египтянами и константинопольцами; также о бегстве Феофила, о подвижнике Ниламвоне и о Соборе по делу Иоанна.
585
Глава 20. О статуе царицы и об учении Иоанна, также о вновь созванном против него Соборе и низложении его.
587
Глава 21. О том, каким бедствиям подвергся народ по низложении Иоанна, и о покушении прекратить его жизнь мечом.
589
Глава 22. О том, что Иоанн был несправедливо лишен престола и о происшедшем по сему случаю смятении, также о ниспосланном с неба на церковь огне, и об изгнании Иоанна в Кукуз.
591
Глава 23.Об Арзакие, который рукоположен был после Иоанна, и о том, сколько зла сделал он при-верженцам Иоанновым, также о преподобной Никарете.
593
Глава 24. Об Евтропие чтеце, о блаженной Олимпиаде и о пресвитере Тигрие, что потерпели они за епископа Иоанна, также о патриархах.
595
Глава 25. О том, что, при худом положении церковных дел, худо шли и дела мирские, также нечто о военачальнике Гонория Стиликоне.
598
Глава 26. Два послания римского папы Иннокентия к Иоанну Златоустому и константинопольскому клиру в защиту Иоанна.
599
Глава 27. О бывших после осуждения Иоанна бедствиях, о смерти царицы Евдоксии и Арзакия, и о патриархе Аттике, откуда он и каков по характеру.
604
Глава 28. О старании Иннокентия римского возвратить из ссылки Иоанна при помощи Собора, о по-сольстве его с этим намерением и о кончине Иоанна Златоустого.
606
Книга девятая
607
Глава 1. О кончине Аркадия, о правлении Феодосия Младшего и сестрах его; также о благочестии, доблестях и девстве царицы Пульхерии, о богоугодных ее делах и о надлежащем воспитании, какое дала она Феодосию.
607
Глава 2. Об обретении мощей святых сорока мучеников.
610
Глава 3. О доблестях Пульхерии и ее сестре, и о Божием к ним благоволении.
614
Глава 4. О персидском союзе, о Гонорие и Стиликоне и о событиях в Риме и Далмации.
615
Глава 5. О различных, воевавших против римлян народах, из которых одни, с помощью Божиею, были побеждены, а другие даже сделались их данниками.
617
Глава 6. О готфе Аларихе, и о том, что он подступил к Риму и теснил его.
619
Глава 7. О посольстве, которое отправил к Алариху епископ старого Рима Иннокентий; также о префекте Италии Иовие, о посольстве к царю и о том, что случилось с Аларихом.
620
Глава 8. О возмущении Аттала, о военачальнике Гераклионе; и о том, что обратившись в последствии времени к Гонорию, Аттал получил прощение.
621
Глава 9. О волнении между язычниками и христианами по случаю возмущения Аттала, также о некоем мужественном Саре, и о том, что Аларих, хитростью взяв Рим, сохранил неприкосновенным храм св. Петра.
624
Глава 10. О римской жене, показавшей пример целомудрия.
626
Глава 11. О тиранах, в это время возмущавшихся на западе против Гонория, и о совершенном, по Божию благоволению к царю, истреблении всех их.
627
Глава 12. О Феодосиоле и Лагодие; о вандалах и свевах; также о смерти Алариха и бегстве тиранов Константина и Константа.
Глава 13. О Геронтие, Максиме и войске Гонория; также о пленении и умерщвлении Геронтия и жены его.
628
Глава 14. О Константине и войске Гонория, также о военачальнике Эдовихе и о поражении, нанесенном ему Ульфилою, товарищем Константина по начальству над войском, и убиении его.
631
Глава 15. О том, что Константин сложил с себя знаки царского достоинства и о рукоположении его в пресвитера, также о смерти его и других восстававших против Гонория тиранов.
632
Глава 16. О Божием благоволении к Самодержцу Гонорию, и кончине его, также о преемниках Гонория — Валентиниане и дочери Гонории, и о мире, господствовавшем в то время по всей земле.
633
Глава 17. Об обретении мощей пророка Захарии и первомученикa Стефана.
634
Об обретении мощей пророка Захарии и первомученикa Стефана.