BYZANTINA: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. II: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X вв.
Автор: Беляев Д.Ф. Название: BYZANTINA: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. II: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X вв. Издательство: С-Пб: Типография И.Н.Скороходова Год издания: 1893 Число страниц: 374 Язык: Русский
Предисловие
I
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Приемы императорами сановников во времена Римской
империи.—Обряды приемов и видоизменение их. — Дошедшие до нас обряды
ежедневных и воскресных приемов. - Место приемов. — Отпирание дверей
Большого Дворца и другие подготовительные действия. — Собрание чинов
синклита в Ипподроме и переход их в палаты Дворца. — Выходь царя в
Хрисотриклин; действия и занятия его во время приема: деловые
доклады логофета, препозита и других сановников; назначение на должности
и частные аудиенции послам. — Воскресные приемы, их
отличительный черты; приглашение к царскому столу. — Отпуск. —
Производство в чины
1
ГЛАВА ВТОРАЯ. Болышие, средее и малые выходы. — Повестка чинам о предстоящим выходе.- Собрание чннов для участия в выходе. — Праздничные облачения чиновъ. — Перенесение царского обличения н короны из Ризницы при храме св. Феодора в Октагон дворца Дафны. — Парадные щиты. - Жезл Моисея и крест св. Константина. — Выход царя из своих покоев в Хрисотриклин и шествие до Китона Дафны. - Облачение царя въ дивитисий, хламиду и корону. — Дивитисий. — Выход царя в парадном облачении через Августей в портик Августея (Золотая Рука). — Прием здесь высших чинов. — Вход их по рангам и расстановка чинов. - Многолетие и переход царя и чинов в Онопод. - Прием в Оноподе и переход в Консисторию. — Прием в приветствие царя всем синклитом в Консистории. — Дальнейшее шествие чинов и царя из Консистории в триклин Капдядатов. — Встреча клиром храма Господа
36
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Шествие царей через Палату Экскувитов. - Славословия на
латинском языке. - Шествие через Школы или Трибунал. — Украшение Трибунала. Первый прием в Трибунале. - Песнопения и поднесение ливеллария. - Второй прием в Палате Школ. — Третий прием в Халке. — Четвертый прием вне решетки Халки. - Пятый прием у больших ворот Халки. — Шестой прием в Орологии св. Софии. - Видоизменения славословий и песнопений сообразно с праздниками и личными качествами царей. — Известие Льюдпранда о славословиях димов
70
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Милий.— Орологий св.Софии. — Двор св.Софии. —Красные врата. — Западный фасад св.Софии. - Царские врата. — Алтарная конха.— Место св.престола и алтарной преграды. — Назначение боковых ниш. — Горнее место. — Царский мутаторий и его части. - Св. Кладезь. — Мутаторий в верхнем этаже. — Патриаршие Палаты и части их. — Гинэконит в левом нижнем корабле и женский (северный) нароик. — Сосудохранительница. — Круглое здание на северо-восточном углу св. Софии
90
ГЛАВА ПЯТАЯ. Вход царя в пропилеи нарфика и снимание короны. — Встреча царя патриархом и духовенством в нарфике. — Вход в храме через царские врата и в алтарь через св. врата. — Возложение на св. престол апокомвия, чаш и других приношений. — Каждение св. престола и запрестольного креста. — Удаление в Мутаторий. — Выход царя для участия в великом входе. — Выход для целования любви с духовными чинами и чинами царскаго синклита. — Выход царей для приобщения св. Таин. — Место причащения царя. — Причащение царей в алтаре в день коронации. — Завтрак после причащения в Мутатории. — Проводы царя патриархом и надевание короны в св. Кладезе. — Апокомвий, получаемый патриархом и другими лицами. — Просфоры и масло, даваемые царю патриархом
150
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Приемы димов на возвратном пути царей из храма св. Софии во Дворец: 1-й прием у св. Кладезя, 2-й прием у железных ворот Хита, 3-й прием в Халке, 4-й у пропилея св. Апостолов, 5-й в Трибунале или Лихнахе. — Дальнейшее шествие царя через палаты Экскувиторов, Кандидатов, Консисторию и Онопод до Августея. — Переоблачение в Августее и шествие оттуда въ Хрисотриклин. — Последние приветствия чинов. — Особенности Пасхального выхода. — Облачение в цицакий. — Христосование в Палате 19 аккувитов. — Вход чинов для христосования. — Облачение чинов в лоры. — Христосование царицы. — Акакий и скипетры. — История лора. — Оплечье, или бармы. — Происхождение обычая облачаться в лоры в 1-й день Пасхи
185
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Средние выходы. — Отличительные черты их сравнительно с большими выходами. — Приемы димов. — Выход в Великую Субботу для омовения и переоблачения св. престола. — Выход в Антипасху. — История выходов в этот день. — Выход в день воссоединения церкви. — Малые выходы в Крестовоздвижение, Неделю Православия и понедельник 1-й недели Великого Поста. — Речь царя в Магнавре. — Выходы в царские дни и государственные праздники. — Выезды в храм св.Софии царей позднейшего времени из Влахернскаго Дворца. — Пасхальный выход позднейшего времени
220
Указатель
265
Опечатки и поправки
278
Объяснения к таблицам
281
Таблицы и планы
Об авторе: Беляев, Дмитрий Федорович - филолог (1846 - 1901). По окончании Санкт-Петербургского университета был профессором Казанского университета по кафедре греческой словесности. Учено-литературная деятельность его началась с Гомера (магистерская диссертация: "Омировские вопросы", СПб., 1875), продолжалась Еврипидом (докторская диссертация: "К вопросу о мировоззрении Еврипида", Казань, 1878) и закончилась изучением придворного устава Константина Багрянородного ("Byzantina", 3 тт. СПб., 1891 - 93; 1906 - посмертное изд.) - наиболее важный труд Беляева. Кроме того, Беляев написал несколько мелких статей, преимущественно по вопросу о методике преподавания древних языков и в защиту классической школы.
Примечание: PDF-версия книги Беляева Д.Ф. «BYZANTINA: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям»