Автор: Панченко Б.А. Название: Памятник славян в Вифинии VII века В журнале: Известия Русского археологического института в Константинополе. 1902, Том VIII Издательство: София: Державна печатница Год издания: 1902 Число страниц: 48 Язык: Русский
Об авторе: Панченко, Борис Амфианович — русский византинист, специалист по внутренней истории Византии. Родился в Санкт-Петербурге, где и окончил гимназию с золотой медалью. В 1894 году был оставлен при университете и отправлен в командировку в Германию, а затем в Константинополь, где он был принят сверхштатным сотрудником Русского археологического института. Деятельность Панченко была прервана эвакуацией института в связи с начавшейся войной. Во время революци Панченко не эмигрировал. Весной 1920 года он умер в больнице на одной из станций Юго-Западной железной дороги.
Его первая работа, к которой он приступил ещё будучи студентом, была посвящена «Тайной истории» Прокопия Кесарийского, печаталась в «Византийском временнике» в 1895 - 1897 годах. Данное исследование стало крупным вкладом в изучение вопроса о подлинности этого ценного источника о царствовании императора Юстиниана. На основании всестороннего сопоставления свидетельств источника, данных новелл Юстиниана, свидетельств других источников, учёный приходит к однозначному заключению о подлинности произведения Прокопия.
Находясь в Константинополе, Панченко активно участвовал в проводимых институтом экспедициях по Турции. Результатом его многолетних исследований стал изданный каталог коллекции византийских печатей. Учётный также проводил топографические исследования по истории Византии. В 1901 году он выпустил серьёзное исследование о морской торговле Византии, проведя сравнение данных Дигест и Морского закона о навклирах.
Трудом, принёсшим Панченко мировую известность, стало исследование «Крестьянская собственность в Византии», вышедшее сначала отдельным изданием в Софии в 1903 году, а затем в трудах ИРАИК. В ней он обосновывал положение о том, что история крестьянского землевладения в Византии была построена на основе личной и наследственной собственности, а не общинного, при том славянского землевладения, как считалось ранее.